В словаре президента России Владимира Путина «мир» это «война», а любая попытка сопротивления агрессии России это агрессия против России. Будь то Украина или НАТО — на его взгляд, единственное возможное «мирное» урегулирование конфликта – это сдача Российской империи. Этого не произойдет. Значит, Путин будет продолжать войну, в которой не сможет победить.
В то время как руководители государств НАТО в прошлую пятницу в Уэльсе решали, как ответить на агрессию России и укрепить безопасность Балтии, на Украине было достигнуто соглашение о якобы перемирии, однако на территории члена НАТО Эстонии российские спецслужбы похитили сотрудника учреждения безопасности этой страны.
В понедельник Европейский союз договорился о новых санкциях против России, но отложил их введение в надежде на то, что перемирие на Украине сохранится. Такие надежды вряд ли исполнятся. И на принятые НАТО решения по дополнительной защите своих стран-участниц от возможного военного вторжения Россия будет искать возможности ответить другими средствами.
Путин отнюдь не достиг своих целей ни на Украине, ни в большой войне против Запада. В России публикуются карты Новороссии, на которых рубежи задуманного Кремлем образования простираются намного дальше контролируемой военными формированиями сепаратистов части территории Украины. А НАТО уже официально объявлено главным врагом России. Тем не менее, судя по реакции Москвы, новые меры западных стран могут показаться Кремлю болезненными или даже близкими к границе терпимых.
В Уэльсе НАТО решило обеспечить постоянное присутствие союзников в государствах Балтии и в Польше — правда, в порядке ротации, а не при помощи постоянной дислокации большого контингента войск. Создается подразделение особо быстрого реагирования в масштабе бригады (4-5 тысяч солдат), которое не позже, чем в течение двух дней сможет прибыть сюда по приказу командующего силами НАТО в Европе, а не после политического согласования мнений стран-участниц блока. В нашем регионе будут созданы склады амуниции и техники для нужд еще большего количества дополнительных сил. Планы обороны стран Балтии, наконец, подстраиваются под ситуацию реального вторжения со стороны России.
В отличие от некоторых скептиков в нашей стране, Кремлю эти мероприятия по безопасности, очевидно, кажутся серьезными. Незадолго до саммита в Уэльсе заместитель секретаря Совета безопасности Российской Федерации Михаил Попов заявил, что действия НАТО, в том числе и планы в отношении Балтии, являются «угрозой» для России, которая в этой связи еще до конца года изменит принятую в 2010 году военную доктрину. Попов не уточнил — как именно, но хор обслуживающих Кремль экспертов поясняет: НАТО будет объявлено врагом России, и Россия предоставит себе право на «превентивное» применение ядерного оружия.
Москва, неверное, не согласна также с теми, кто считает, что экономические санкции против нее неэффективны. Премьер-министр Дмитрий Медведев в понедельник заявил: если будут введены новые санкции против российского энергетического сектора, то Россия может ответить «ассиметрично» и закрыть свое воздушное пространство для западных авиакомпаний. Такая угроза одновременно является напоминанием о сбитом в июле малазийском пассажирском самолете над контролируемой кремлевскими марионетками территорией Украины.
Угрозы прямого военного вторжения в государства Балтии сейчас в повестке дня нет, но Россия продолжит накалять напряженность при помощи других средств. Похищение сотрудника службы безопасности Эстонии заставляет задать вопрос: не могут ли произойти аналогичные провокации и против Латвии? Россия не медлит с ответом, и в ее распоряжении имеются очень разнообразные средства.
Генеральная прокуратура России возобновила следствие, по итогам которого некоторым гражданам Литвы грозит уголовная ответственность за отказ служить в Вооруженных силах СССР в 1990 и в 1991 году. То есть: каждого литовца, который накануне развала советской империи отказался от службы в Советской армии, «внутренние органы» России могут задержать, как только до него доберутся.
Уголовное преследование граждан другой страны за нарушение законов уже несуществующего государства можно назвать абсурдом, но в действительности это логичная реализация на практике последовательной политики непризнания оккупации государств Балтии. Россия дает нам понять, что мы, на ее взгляд, субъекты незаконных государственных образований, которым, возможно, придется ответить за это перед настоящим хозяином данных территорий. Значит, ответ на вопрос о том, кто может стать целью следующей провокации, звучит так: любой гражданин Эстонии, Литвы и Латвии.
Это вопрос только времени, вернее — тактики российских спецслужб, когда и как выступить также против Латвии и ждать ли выборов в Сейм, на которых возможно еще есть надежда на успехи недавно получившей в Москве благословление российского патриарха Кирилла и премьер-министра Медведева партии Нила Ушакова.
Зато можем не сомневаться, что без провокаций не обойдется в следующем году, когда Латвия станет президентствующей в ЕС страной. Потому что мы находимся в состоянии необъявленной, но не менее реальной войны, в которой Кремлю оскорбительно агрессивным кажется само существование латвийского, литовского и эстонского государств.
Однако на этот раз мы не одни. Президент США Барак Обама на прошлой неделе в Таллине подтвердил, что столицы стран Балтии его государство и НАТО будут защищать так же серьезно, как Париж, Берлин и Лондон.
Перевод: Лариса Дереча.