Запад устанавливает новые санкции в отношении России, Россия со своими ответными санкциями отставать не собирается. Ситуация накаляется все больше, в свою очередь, риски для бизнеса продолжают расти.
В начале этого года Запад еще мог урегулировать назревавший конфликт с Россией путем переговоров, а сейчас все грозит затянуться на годы. ЕС определил новые санкции против России, то же самое намерены сделать и Соединенные Штаты Америки. Правда, рамки новых санкций довольно расплывчаты, по сути, немного усилены уже введенные против России санкции: специфическим российским компаниям запрещен доступ на финансовые рынки ЕС, для некоторых российских должностных лиц установлены ограничения на поездки, параллельно заморожены их счета в западных банках. К тому же, эти шаги предприняты с оговоркой, что в скором времени санкции могут быть пересмотрены — в зависимости от ситуации на Украине. Сигналы из Москвы позволяют сделать вывод, что Россия не останется в долгу с ответом. Уже прозвучали предупреждения о закрытии российского воздушного пространства для западных авиакомпаний. СМИ сообщают, что разработанные Россией новые санкции против Запада будут распространяться также на продажу бывших в употреблении автомобилей и некоторые изделия легкой промышленности, а именно: на одежду.
Ситуация неприятная, потому что вместо конструктивных переговоров все сводится к «акции на реакцию». Одна сторона принимает какие-то решения, другая реагирует на них, и события продвигаются к большей эскалации с непрогнозируемыми последствиями. В 70-е годы прошлого века была разработана следующая аналогия: эскалация — это как аукцион между двумя участниками. Оба повышают обещанную плату, чтобы купить товар, но все деньги, которые были обещаны, надо будет заплатить все равно, победил ты или нет. По этой причине нужно обещать еще больше, потому что в аукционе необходимо победить, иначе все деньги будут потеряны. Но и тот, кто победит, заплатит все обещанные им деньги, значит, по всей вероятности, потеряют обе стороны. Остается единственный вопрос: когда и кто первый остановится? С санкциями мы сейчас находимся в этой стадии аукциона, и абсолютно непонятно то, что лидеры маленьких граничащих с Россией государств в связи с введением санкций и провоцированием России позволяют себе говорить громче всех. Неужели нам хочется быть теми, кто голыми руками вытаскивает из огня каштаны для других?
Необходимо учитывать, что в конфликт вовлекаются большие экономические интересы мировых сверхдержав. И вся модель введения санкций свидетельствует об этом. К примеру, Запад распространяет свои санкции на российские нефтяные компании — Роснефть, Транснефть и Газпромнефть. В то же время с этими компаниями тесно сотрудничают западные нефтекомпании, такие как Total, Exxon Mobil и BP. То, что так называемые санкции в данном случае могут оказаться полным двойным стандартом, если крупным нефтекомпаниям будет позволено получать сверхприбыль, наверное, поняли также политики США и ЕС, потому что, по сведениям Reuters, как минимум, публично они изъявляют желании, чтобы западные нефтеконцерны приостановили свои инвестиции в Россию.
О том, что богатые месторождения сланцевого газа в США и разработанные технологии его добычи могут изменить нынешний мировой газовый рынок, DB писал многократно. В этом контексте и на конфликт на Украине, которая очень богата месторождениями сланцевого газа, можно посмотреть с точки зрения экономических интересов. В руководстве украинской газовой компании в этом году начал работать сын вице-президента США Джо Байдена, а премьер Украины Арсений Яценюк заявил, что в течение пяти лет его страна полностью прекратит закупать газ у России. Цель ясна, осуществляется продвижение к ней. Несомненно, есть и те, кто выигрывает от санкций между западными странами и Россией, например, белорусы, для которых эмбарго на западные продукты питания настоящий ветер в паруса. В выигрыше также китайцы, которые получат более дешевый газ. Выиграют южнокорейцы, которые, по меньшей мере, постараются экспортировать в Россию то оборудование, которое из-за санкций больше не будет поставлять Запад. А что Латвии? От предпринимателей поступают сигналы, что Россия настороженно относится и к тем нашим товарам, которых еще нет в списке санкций. Есть европейские государства, например, Финляндия, руководители которых встречаются с российскими лидерами и без громкой рекламы договариваются о делах. Наши лидеры этого делать не хотят или не могут, и таким образом пилят сук, на котором сами сидят: доходы от налогов, рабочие места и благосостояние населения, одновременно усиливая процесс эмиграции.
Перевод: Лариса Дереча.