Чудовищное убийство двух американских журналистов и британского сотрудника гуманитарной организации шокировало мир. Тот же эффект произвела трагическая гибель рейса MH17 Malaysia Airlines над Восточной Украиной. Смерти этих ни в чем не повинных людей наглядно демонстрируют глобальные последствия двух важных кризисов на пороге Европы: продвижения по территории Ирака и Сирии так называемого Исламского государства и агрессии России против Украины. Мир и безопасность, которыми мы наслаждаемся в Европе и в Северной Америке, сейчас находятся в опасности, как никогда раньше.
Эти вызовы будут сохраняться не один год, и этот факт нам нужно признать.
Организация Североатлантического договора долго и упорно старалась добиться партнерства с Россией, учитывающего российские тревоги в области безопасности и при этом основанного на международных правилах и нормах. К сожалению, Россия отвергла наши усилия. Она попрала все правила и договоренности, сохранявшие мир в Европе и за ее пределами с тех пор, как закончилась холодная война. Теперь очевидно, что Россия считает Запад противником, а не партнером.
В Сирии и Ираке растет террористическая угроза. Террористы Исламского государства раздувают и так пылающий по всему Ближнему Востоку и Северной Африке огонь межрелигиозной розни. Растет риск экспорта террора к нашим берегам.
Нам противостоят силы угнетения, которые отрицают нашу либеральную демократию и наш либеральный, основанный на правилах международный порядок. Их программы и идеологии различаются, но они одинаково яростно противопоставляют себя Западу и всему, что мы ценим. Они будут пользоваться любой возможностью подрывать наши ценности индивидуальной свободы, демократии, законности и прав человека.
В эту эпоху нестабильности и ревизионизма, свободные общества должны сохранять силу и единство. Мы должны быть готовы действовать, если это будет необходимо. Мы должны работать с настроенными аналогичным образом странами. И мы должны демонстрировать веру в наши собственные ценности.
В этом месяце на саммите НАТО в Уэльсе мы укрепили нашу коллективную оборону. Мы подтвердили наше ключевое обязательство — защищать каждого из 28 наших союзников от любой угрозы. Мы договорились поддерживать постоянное присутствие в Восточной Европе и создать передовые силы из нескольких тысяч человек, которые можно будет быстро развернуть. Мы также обязались остановить снижение оборонных расходов и в ближайшее десятилетие продвигаться к расходам на оборону на уровне 2% от ВВП. Свобода не бывает бесплатной, а безопасность бесценна.
Военная сила редко оказывается единственным возможным ответом на кризис, но часто бывает необходимой частью ответа. Я приветствую стратегию президента Обамы, направленную на то, чтобы, действуя совместно с другими союзниками по НАТО и партнерами альянса, ослабить и в конечном итоге уничтожить ИГИЛ. Если новое правительство в Багдаде попросит нас о помощи, НАТО как альянс будет готова рассмотреть возможность миссии по укреплению обороны, направленной на то, чтобы укрепить способность иракских сил безопасности защищать Ирак. Мы также можем помочь координировать предоставление гуманитарной помощи и воздушного транспорта для ее транспортировки. Страны-союзники также будут тесно сотрудничать в области обмена информацией о возвращающихся боевиках, способных стать угрозой для наших стран.
Европа и Северная Америка — сердцевина глобального сообщества. Наша сила опирается не только на военную мощь, но и на мощь нашей демократии и наших экономик. Мы должны укреплять наше сообщество свободных стран, развивая отношения с мыслящими аналогичным образом партнерами. Мы должны укреплять наши экономики, развивая торговлю и инвестиции, создавая рабочие места и подавая пример, которому будут следовать другие. Нам нужно еще более тесное партнерство между Европейским Союзом и НАТО, и нам необходимо держать двери открытыми для новых союзников.
Наш либеральный мировой порядок, опирающийся на свободу, демократию, рыночную экономику и общиe правила и нормы и отрицающий территориальные захваты, принес миллиардам людей беспрецедентные мир, прогресс и процветание. Это историческое достижение — и повод для нас больше верить в наши принципы и ценности.
Теперь эти ценности оказались под угрозой. Их больше нельзя принимать как должное. Мы сейчас заканчиваем длившиеся более десяти лет боевые действия в Афганистане, и на этом фоне у нас может появиться искушение полностью погрузиться в собственные внутренние дела. Однако мир не станет менее опасным просто потому, что нам этого хочется. Угрозы не исчезнут из-за того, что мы от них отворачиваемся. Мы должны продолжать смотреть на происходящее в глобальной перспективе и не поддаваться изоляционизму и капитулянтским настроениям.
Если мы не сможем защитить демократию, силы угнетения воспользуются открывшимися возможностями. Умиротворение не ведет к миру — оно только поощряет тиранов. Отказ от противостояния угнетателям лишь усилит угнетение. Военные меры всегда будут последним выходом, но мы должны быть способны прибегнуть к ним, когда это требуется. Не для того, чтобы вести войну, а для того, чтобы бороться за мир.
Сейчас нашим ценностям бросают вызов, и наша воля подвергается испытаниям. Сохранить мощь НАТО и единство Северной Америки и Европы никогда не было так важно. Это — единственный способ отстоять нашу свободу, защитить наши народы и укрепить наши ценности.
Г-н Расмуссен — генеральный секретарь НАТО.