Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уже нет ни СССР, ни ПНР, но прежние сюжеты все еще живут у нас в подкорке и, к сожалению, к ним добавляются новые. Польские волейбольные болельщики освистывают россиян, потому что это команда Путина, а россияне отвечают оскорбительными для нас записями в интернете, так что сегодняшний матч в Лодзи может стать сеансом ненависти.

Я постепенно теряю надежду, что матчи между Польшей и Россией станут когда-нибудь просто матчами.

Уже нет ни СССР, ни ПНР, но прежние сюжеты все еще живут у нас в подкорке и, к сожалению, к ним добавляются новые. Польские волейбольные болельщики освистывают россиян, потому что это команда Путина, а россияне отвечают оскорбительными для нас записями в интернете, так что сегодняшний матч в Лодзи может стать сеансом ненависти.

Я предлагаю сохранять сдержанность, и не только потому, что мы выступаем хозяевами турнира. Освистывать россиян — это самая простая реакция, но такими методами мы мало чего добьемся. Лучше аплодировать, даже когда подавать будет альтернативно одаренный Спиридонов.

Я понимаю, что это совет человека, которого отделяет от площадки холодный экран телевизора, а в разгоряченном зале так вести себя сложно. Но болельщики постарше наверняка помнят, что во время военного положения театральная публичность «захлопывала» актеров, которые поддержали Ярузельского (Wojciech Jaruzelski), что было гораздо больнее и обиднее, чем свист и топанье. Этот механизм понятен, кто-то даже умно его назвал: уважение, как высшая стадия презрения. Спиридонов ничего большего не заслуживает, а вот все остальные российские волейболисты? В этом я уже не уверен.

История отдалила нас друг от друга так сильно, что когда в среду утром мои коллеги по редакции, которые интересуются спортом от случая к случаю, узнали, что в матче Бразилия — Россия нам стоит болеть за россиян, поскольку их победа дает нам выход в полуфинал, я услышал от многих: как же за них болеть, лучше уж сыграть с ними решающий матч.

Эти антироссийские спортивные настроения не уходят, хотя мы на них не обречены: перед польско-немецкими встречами история значит для молодежи уже гораздо меньше. Возможно потому, что и мы, и они — это объединенная Европа, мы свободно туда ездим, многое для спортивного примирения сделали такие мудрые игроки и тренеры, как Роберт Левандовский (Robert Lewandowski) и Юрген Клопп (Juergen Klopp). Скоро на Национальном стадионе в Варшаве в рамках отборочного турнира Чемпионата Европы пройдет футбольный матч Польша — Германия. Очень важный и престижный, но воспринимающийся в первую очередь как сражение с чемпионом мира, с командой, у которой мы никогда не выигрывали, а не как реванш за Вестерплатте и разрушенную Варшаву.

Россия — это до сих пор другая тема. Не без греха и я сам. Я до сих пор помню, как посреди ночи целовал телевизор, когда команда Вагнера (Hubert Wagner) громила русских в финале олимпийского турнира в Монреале (1976). Впрочем, телевизор был советский — взрывной марки «Рубин». От истории освободиться нелегко. Я пишу этот текст перед вечерним матчем Бразилия — Россия, и коллега как раз напомнил мне, что 17 сентября — это отличная дата, чтобы россияне протянули нам руку помощи.