В четверг Петр Порошенко произнес пламенную речь на совместном заседании обеих палат Конгресса и встретился в Овальном кабинете с президентом Обамой. Это происходило с большой помпой, но украинский лидер все равно отправился домой с пустыми руками.
Белый дом объявил, что выделит раздираемому войной востоку Украины еще 7 миллионов (нет, не миллиардов!) долларов. При этом постоянные отказы администрации помочь вооружением украинской армии — а именно такой помощи хотел в первую очередь добиться г-н Порошенко, — выглядят свидетельством хронической политической некомпетентности.
Как заметил г-н Порошенко, Украина благодарна Америке за одеяла, приборы ночного видения и армейские пайки, «но войну одеялами не выиграть». Г-н Обама и европейцы опасаются, что поставки оружия спровоцируют Владимира Путина, как будто для вторжения ему нужны предлоги. Украина не просит у НАТО ни солдат, ни бомбардировщиков — только минимальную помощь в виде оборудования связи, разведывательных беспилотников, противотанковых средств, огнестрельного оружия и данных американской спутниковой разведки.
Конгресс может помочь Украине. В четверг сенатор-демократ Роберт Менендес (Robert Menendez) и сенатор-республиканец Боб Коркер (Bob Corker) внесли законопроект об ужесточении санкций против России и о предоставлении Украине смертельного оружия на сумму 350 миллионов долларов. Если Конгресс хочет достичь чего-то до промежуточных выборов, он должен принять этот закон.
Отборные российские войска готовы устремиться на Украину с востока, юга и юго-востока. Украинская экономика в этом году сокращается на 7-10%, а Россия прекратила поставлять Украине газ и взяла под контроль ее запасы угля — они находятся под властью повстанцев, на востоке. Кремлевские СМИ продолжают бить в боевые барабаны. Чтобы появилось больше шансов удержать Путина от новой агрессии, украинская армия должна стать сильнее.
Западная поддержка может также помочь г-ну Порошенко внутри страны. Во вторник украинский парламент гарантировал контролируемым Россией восточным регионам особый статус на три года и пообещал местным повстанцам амнистию. Чтобы задобрить Москву Украина также согласилась отложить введение в действие торгового соглашения с Евросоюзом. Между тем, украинцы устроили революцию именно для того, чтобы заставить своих лидеров выполнять обещания и двигаться в Европу, поэтому подобные уступки подрывают позиции г-на Порошенко на Украине.
Г-н Путин воюет за то, чтобы убить эту хрупкую европейскую демократию и включить Украину в состав своей восстановленной империи. Однако г-н Обама не понимает, что именно стоит на кону. На прошлой неделе на мероприятии по сбору средств в Мэриленде он заметил: «Мы очень мало торгуем с Украиной, и с геополитической точки зрения то, что происходит на Украине, не несет для нас прямой угрозы».
В четверг г-н Порошенко косвенным образом на это возразил: хотя украинцы гибнут, спасая собственную страну, сказал он, «война, на которой сражаются эти молодые люди — это не только война Украины. Это война Европы и война Америки. Это война свободного мира — и за свободный мир».