Что и говорить, выступление Президента Порошенко на совместном заседании палат американского конгресса выглядело впечатляюще. Теплый прием, аплодисменты — можно говорить о дипломатическом триумфе.
Символически все было призвано показать Москве, с кем Америка. С этой точки зрения все получилось. Этот факт нельзя недооценивать, переоценивать тоже нет смысла. Гораздо важнее разобраться в том, что мы получили, и что осталось не достигнутым.
Начнем с хорошего. Нас будут поддерживать на дипломатическом фронте. Более того, Вашингтон продолжит договариваться с европейскими союзниками с целью усиления санкционного давления на Россию. Не нужно думать, что прагматичные и в первую очередь думающие о себе американцы делают это исключительно из солидарности и любви к Украине.
Здесь налицо попытка серьезно ослабить позиции России на международной арене, в том числе и экономического с финансовым ее ослабления. Америка готовится выйти на большой рынок экспорта нефти и газа. Потребление углеводородов в мире снижается из-за низкого экономического роста в Европе и замедления роста ВВП Китая. Производство нефти не только не снижается, но имеет все показатели к росту. И это без Ирана, который ждет, не дождется ослабления санкций и готов выбросить на рынок большие объемы нефти и газа. Затруднить для России экспорт углеводородов — важная задача для американской администрации. Если Москва будет вынуждена уменьшить экспорт нефти и газа, то у Вашингтона открывается возможность заместить ее на рынке. Если Россия будет оттеснена в ближайшее время, то вернуться на рынок снова в прежнем качестве ей будет очень сложно. Во всяком случае, в обозримой перспективе.
Как следствие, сужается возможность для России играть активную роль на Ближнем и Среднем Востоке, а также в регионе Восточной Азии. Добиться этого для Вашингтона задача сверхважная. Агрессия на Донбассе дает такую возможность. Отсюда такая гораздо более жесткая позиция США по вопросу санкций.
Есть и еще ряд направлений, по которым Америке хотелось бы отодвинуть Россию, в том числе по созданию режиму Путина проблем внутри страны.
Вернемся к результатам визита президента. Успехом можно считать увеличение финансовой помощи. В условиях войны и экономических проблем, нарастающих не без помощи надменного соседа, каждый день это очень важный позитивный фактор. Во всяком случае, отодвигается угроза дефолта. Хотя при нашей расхлябанности и коррупции ничего нельзя прогнозировать достаточно уверенно.
Перейдем к негативу, хотя точнее можно говорить о том, что не сбылись несколько завышенные ожидания. И в этом в значительной степени виновата наша пропаганда. Почему-то считалось, и об этом говорили некоторые чиновники, что все нам за океаном дадут, только попроси. Много слов и сообщений было о том, что в конгрессе примут резолюцию о помощи Украине, в том числе и по поставкам вооружений. Такая работа велась. В комитете по иностранным делам сената прошла процедура по принятию «Акта поддержки свободы на Украине». Может очень хотелось представить желаемое за действительное, возможно из-за непонимания процедур принятия решений в конгрессе и администрации, но украинское общество оказалось несколько дезориентированным. Приближаются выборы в обе палаты конгресса и в Вашингтоне, мягко говоря, скоро станет не до Украины. Поэтому процедура ратификации законопроекта маловероятна, а ее одобрение комитетом сената носит скорее символический характер. Кроме того, сам законопроект, носит необязательный характер. Он дает президенту Обаме право предоставить военную помощь Украине, но не обязывает администрацию делать это. Конгресс разошелся, с участием Порошенко было его последнее заседание в таком составе. Следующий раз он соберется уже после выборов. К концу года снова возникнут бюджетные проблемы, которые американцев интересуют больше всего. Когда дойдет очередь до Украины, не очень ясно.
Нам достаточно твердо отказали в статусе союзника вне НАТО и не дадут столь необходимого оружия.
Перед тем как начать визг по поводу предательства Америки следует хладнокровно разобраться, почему такое произошло. И перед тем как бросаться камнями в других полезнее посмотреть на себя. Соринки в чужих глазах мы всегда найти успеем, давайте займемся бревнами в наших собственных очах.
Посмотрим на американские аргументы. Как писал Тацит в своих «Анналах», sine ira et studio — без гнева и пристрастия.
Во-первых. Нам кажется, что весь мир занят Украиной и ее противостоянием с Россией. Это далеко не так. Для Обамы гораздо важнее то, что происходит в Сирии и Ираке. Для Европы это не менее важно. Добавим к этому лихорадку Эбола в западной Африке. Не углубляясь в то, почему так случилось, примем как факт. Еще северокорейский диктатор и его угрозы в отношении Южной Кореи и Японии. Навряд ли Пхеньян развяжет военные действия, но следить за ним следует, и держать там соответствующее количество войск и техники вместе с кораблями 7-го флота США. Так что проблем и опасностей хватает и с точки зрения Вашингтона они гораздо важнее, чем Украина. Нам обидно, у нас очень болит, но, как говорит народная мудрость, на обиженных воду возят. Нам не обижаться на мир нужно, а понять, почему так происходит.
Во-вторых. Мало объявить себя на переднем крае борьбы с агрессией России. Надо показать всем свои возможности в борьбе за европейский выбор. Пока же мир в сомнениях, и для них мы даем основания. Последние события под Иловайском дали дополнительную основу для сомнений наших соседей и партнеров ближних и дальних.
Нет у американцев и европейцев уверенности, что предоставленное оружие не попадет в руки российской армии. Ведь такое уже случалось с вооружением украинским. И пока серьезно мы такие сомнения не развеяли.
Мы на всех перекрестках кричим, что идет война. Однако многие действия власти не подтверждают такого. Не нужно формального объявления войны, чтобы привести экономику и жизнь страны в состояние мобилизации. Во всех смыслах этого понятия. Пока же изумленный Запад видит, как медленно раскачивается украинская власть. Бюрократические процедуры преодолеваются с огромным трудом и по большей части под давлением общественности.
В-третьих. Украинский политический класс не демонстрирует понимания сложившейся обстановки. На войне необходимо единство, политические разборки оставляют на потом, после победы. Здесь же западные партнеры наблюдают удивительную узость мышления большей части украинского политикума. Продолжаются партийные склоки и попытки добиться на волне популизма каких-то преференций.
Олигархи, как и прежде, продолжают вмешиваться в политику, что и приводит к очевидным последствиям. Коррупция как была, так и процветает, в том числе и в тыловом обеспечении армии. Кто же будет поддерживать страну, элита которой так себя ведет. Мы уже не говорим об откровенной российской агентуре, заседающей, в том числе, и в парламенте. Можно ли себе представить, чтобы в разгар Второй мировой войны британские парламентарии поехали в Берлин для выступления в рейхстаге и наведения контактов с германскими коллегами ради достижения мира. Такого не могло быть по определению, а украинские слуги народа это себе позволяют. Как должны к такому действу относиться на Западе. Окончательно Украина встала на европейский путь или возможны изменения и повороты в оверштаг в сторону России.
В-четвертых. Как уже отмечалось, у США и частично у Европы есть и другие фронты. Воевать с Россией они не хотят и не могут. По разным причинам. В силу некоторого недоверия к способности украинской армии к отражению агрессии Запад пытается не провоцировать Путина, который закусил удила и часто действует в ущерб долгосрочным российским интересам. Как в Брюсселе, так и в Вашингтоне действительно опасаются, что масштабную российскую агрессию Украина не отразит. Последствия понятны.
Есть и другие факторы, определяющие довольно сдержанную позицию Запада в отношении, в том числе, и поставок вооружения Украине.
Однако определенные подвижки в российской позиции, не в последнюю очередь связанные с массированной дипломатической поддержкой Киева, уже проявляются. В частности, Владимир Путин во время телефонного разговора с австрийским канцлером Вернером Файманном предложил провести в Вене очередной этап мирных переговоров по Украине. С одной стороны, здесь проявляется попытка втянуть западные страны в переговоры об Украине без участия Киева. Это главная задача российской дипломатии. С другой стороны, в Москве понимают, что Запад на это не пойдет. Поэтому начинается дипломатический торг с целью закрепить особый интерес России на Украине и добиться гарантий, что наша страна в обозримой перспективе в НАТО не будет принята, а в Соглашение об ассоциации с ЕС будут внесены устраивающие Москву коррективы.
Если такой сдвиг Кремля действительно имеет место, то дипломатическая активность президента Порошенко постепенно дает результат. И теплый прием в конгрессе сыграл определенную роль. Путин понимает, что терпение Запада не безгранично и в какой-то момент может оборваться. И тогда Москве мало не покажется.
Похоже, что начался очередной раунд большой игры в отношении Украины. Компромиссы на переговорах неизбежны, только их количество и качество для Киева практически исчерпано.
Запад нам поможет, если мы сами себе поможем, а не будем находить виноватых в наших собственных проблемах и отсутствия их решения.