Лига выдающихся джентльменов желтого мяча, двухмесячный частный чемпионат по футболу с участием старых звезд, лига крикета с оборотом в миллиарды долларов... Вдохновленная североамериканской моделью Индия активно занимается развитием весьма прибыльного спортивного рынка.
Индия — вторая в мире страна по населению и бесспорный лидер в некоторых областях, таких как информатика. Это одна из главных фигур в группе развивающихся стран. Тем не менее, хотя во многом она и может послужить примером, ей до сих пор не удается справиться с отставанием в определенных областях. Так, например, Индии едва ли принадлежит заметное место в мировом спорте: за всю историю Олимпийских игр на ее счету всего лишь одна золотая медаль в личном зачете.
Однако несколько лет назад все начало меняться.
Прежде всего, нужно сказать несколько слов о крикете. Его впервые принесли с собой английские колонисты в XVIII веке, и сегодня он занимает центральное место в прессе и жизни местного населения. Этот по большей части неизвестный во Франции спорт заставляет трепетать сердца всех индийцев. После победы на Чемпионате мира в 1983 году крикет даже стал настоящим бизнесом в Индии. И раз число потенциальных потребителей приближается к миллиарду, это не могло оставить равнодушными целый ряд крупных компаний. Так в 2008 году национальный чемпионат был полностью перестроен, чтобы вновь разжечь интерес зрителей и выполнить несколько поставленных экономических и коммерческих задач.
Деньги, звезды и зрелища
Новый чемпионат был создан по инициативе вице-президента контрольного совета крикета Индии Лалита Моди и быстро сделал поворот в сторону развлечений. В основу индийской премьер-лиги легла упрощенная форма игры и новаторская система. Максимальное время встречи было ограничено тремя часами (раньше матч мог длиться четыре дня), что гораздо лучше подходит для телевизионного формата вещания. В результате новой лиге быстро удалось привлечь внимание телеканалов.
«Я был убежден, что Индии была нужна спортивная лига наподобие американской НБА, — говорил в тот момент Лалит Моди. — Мне хотелось найти способ объединить спорт с бизнесом к вящей пользе самого спорта. Уверен, что нам действительно удалось создать развлекательный продукт для крикета, который будет активно развиваться к радости поклонников и спонсоров».
Восемь городов получили право на формирование клубов, а затем места в лиге были выставлены на аукцион. Прощайте, команды Бароды и Бомбея. Добро пожаловать, «Ройал Челленджерс Бангалор», «Калькутта Найт Райдерс» и «Дели Дейрдевилс».
В 2008 году первые восемь клубов лиги были приобретены местными компаниями, а также звездами индийского кино. Нефтяная корпорация Reliance Industries заполучила бомбейскую команду «Мумбаи Индианс» за сумму в 111,9 миллиона долларов, что стало настоящим рекордом для своего времени. Продажа восьми команд принесла организаторам в общей сложности 723,59 миллиона долларов. Беспрецедентный результат для спортивной федерации в истории индийского спорта. Что касается всего остального, во главе угла стоит зрелищность: звезды кино на трибунах, девушки из группы поддержки на поле, поставка шоу на американский манер — здесь вы встретите все.
С тех пор прошло шесть лет, и сегодня премьер-лига считается величайшим достижением индийского спорта. Соревнования длятся всего семь недель в году (по большей части матчи проходят в апреле), в связи с чем индийская организация занимает второе место в мире по размеру недельной зарплаты после американской НБА. В 2013 году главная звезда «Ченнаи Супер Кингс» Махендра Сингх Дхони занял 16 место в списке самых высокооплачиваемых спортсменов с годовым заработком в 3,5 миллиона долларов и колоссальными рекламным контрактами с такими компаниями как Pepsi и Sony (речь идет примерно о 28 миллионах долларов).
Кроме того, те же самые корпорации подписали гигантские спонсорские соглашения с лигой (в прошлом году Pepsi заплатила 74 миллиона долларов за право стать главным партнером на пять лет). Стоимость прав на трансляцию тоже взлетела вверх: канал Sony Entertainment Television выложил 1,6 миллиарда долларов за эксклюзивное право на показ матчей в стране с 2009 по 2017 год (для сравнения: это примерно равняется стоимости прав на трансляцию матчей первой и второй лиги во Франции за тот же самый период). Это не говоря уже о вещании за границей...
Растущий интерес к футболу
Финансовые успехи и огромное внимание к премьер-лиге по крикету не могли не привлечь самых разных инвесторов, в том числе гендиректора News Corp Руперта Мердока, который приобрел права ESPN India и поставил крикет на центральное место в вещании. В 2012 году миллиардер даже подмял под себя цифровые трансляции лиги. Потенциальная прибыль тут поистине колоссальна с учетом постоянного расширения применения новых технических средств. Так, по итогам сделки с Google матчи индийской премьер-лиги стали первым спортивным событием с прямым вещанием на YouTube.
Кроме того, подобная открытость крикета к внешнему миру позволила индийцам познакомиться и с другими видами спорта. В первую очередь с футболом. Раз в стране становится все больше представителей среднего класса с телевизорами, планшетами и смартфонами, следить за ходом европейских чемпионатов становится значительно удобнее. По данным опроса TAM Media Research, за период с 2005 по 2009 год средняя аудитория телевизионных трансляций футбольных матчей выросла на 60%. Эти данные подтвердило и проведенные в 2010 году исследование: оказалось, что любителями футбола себя считают 47% индийцев.
Как пишет Times of India, встречи на Чемпионате мира в Бразилии смотрели в среднем 50 миллионов индийцев. Это весьма серьезная цифра с учетом поздней трансляции матчей (с 21:30 до 5:30 по местному времени).
«Футбол здесь очень популярен, — говорит Антуан, отправившийся учиться в Бомбей французский студент. — Люди смотрят английскую премьер-лигу, матчи транслируют по телевизору. Больше всего здесь любят «Манчестер Юнайтед». Помню как в начале года, когда «красные дьяволы» вышли в четвертьфинал Лиги чемпионов, люди в баре кричали и прыгали от радости. Это было просто невероятно».
Проблема в том, что с местным чемпионатам индийцам не повезло. Уровень игры весьма невысок, а географическое распределение неоднородно: 8 из 13 клубов приходятся всего на два города, Гоа и Калькутту. Не слишком привлекательная картина.
Тем не менее, после фальстарта в 2012 году в октябре этого года в Индии стартует новое футбольное первенство. Созданная по инициативе IMG Reliance Индийская суперлига явно черпала вдохновение в крикете. Организаторы объявили о привлечении старых звезд для продвижения чемпионата (Давид Трезеге, Робер Пирес, Жоан Капдевила, Фредрик Юндберг, Алессандро Дель Пьеро и многие другие), а затем открыли драфт для набора иностранных и индийских игроков.
Этого оказалось достаточно, чтобы разжечь любопытство нескольких местных компаний, болливудских актеров и даже звезд крикета, которые приобрели права на восемь рассредоточенных по всей стране клубов. Отобранный в «Ченнаи Тайтанс» бывший игрок «Пари Сен-Жермен» Бернар Манди (один из восьми французских легионеров) получит 80 тысяч долларов (то есть более 10 тысяч долларов за неделю соревнований), что станет одним из самых больших гонораров в суперлиге. Разумеется, если не учитывать лучших игроков каждой команды, которым сулят куда большие суммы (поговаривают, что тот же Пирес получит порядка полумиллиона долларов…).
Прибыльная игра
Как бы то ни было, на пятки крикету наступает не только футбол. В начале года бывший профессиональный теннисист и неоднократный победитель турниров большого шлема в парах Махеш Бхупати объявил о создании Международной премьер-лиги тенниса. В начале декабря на теннисном корте схлестнутся четыре великих азиатских города (Сингапур, Бомбей, Манила и Дубай).
Матч длится всего один сет, причем присутствовать обещают такие старые звезды как Пит Сампрас и Андре Агасси. Подобная концепция выглядит перспективной и, с учетом затраченных сумм на привлечение видных игроков вроде Рафаэля Надаля, Новака Джоковича и Марии Шараповой, сомневаться в успехе почти не приходится.
Все эти новые инициативы в Индии связаны с тем, что стремление развивать рынок вокруг спорта приняло более чем серьезные масштабы. У Индии появилась возможность вновь обрести место на карте международного спорта, а ее экономический потенциал просто огромен.
Помимо крикета, футбола и тенниса, «лифтингу» подверглись и национальные первенства по двум другим историческим для страны видам спорта: бадминтону и хоккею. Стремление проявить себя на международной арене начинает ощущаться и в легкой атлетике. В Индии проводится все больше и больше забегов, а местная компьютерная корпорация Tata Consultancy Services подписала партнерское соглашение с нью-йоркским марафоном.
С 1 апреля 2014 года индийские компании обязаны тратить не менее 2% чистой прибыли на социальную деятельность. И раз спорт относится к этой категории, поддержка будет очень существенной, уверен основатель Mediaghart India Стефан Одри:
«Цель этих шагов в том, чтобы направить частные деньги в спорт, потому что Индия — единственная из стран БРИКС с отставанием в плане проведения крупных соревнований и рейтинга в основных спортивных дисциплинах. Взгляды людей постепенно меняются, особенно с появлением нового поколения лидеров, и эти деньги позволят много добиться. Социальное воздействие спорта станет ключевым фактором успехов Индии в этой сфере».
Сформированная система частных лиг позволяет владельцам спортивных клубов идти по пути получения максимальных доходов подобно настоящим бизнесменам. Как и в США, системы продажи с аукциона и драфтов в начале сезона позволяют сохранить равновесие в состязаниях и тем самым подогреть интерес аудитории.
Хотя стремление заработать играет во всем этом бесспорную роль, оно не отменяет долгосрочной пользы для страны в спортивном плане, потому что клубы будут развиваться, и им придется вкладывать деньги в подготовку спортсменов и инфраструктуру. Учитывая, что в Индии уже сейчас есть несколько прекрасных стадионов (например, Солт-Лейк Стэдиум в Калькутте на 120 тысяч зрителей), ее определенно ждет большое спортивное будущее.