Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Обама не может сказать, что его шпионы недооценили ИГИЛ

© East News / AP Photo/Edlib News Network ENNДемонстрация сторонников Исламского государства и «Фронта ан-Нусра» в городе Маарат-Масрин, Сирия
Демонстрация сторонников Исламского государства и «Фронта ан-Нусра» в городе Маарат-Масрин, Сирия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В передаче «60 минут» президент обвинил своих шпионов в том, что они не сумели предугадать усиление ИГИЛ. Но в его заявлении есть одна неточность: аналитики из разведки предупреждали его об этой группировке. Еще восемь месяцев назад высокопоставленные руководители из разведывательных ведомств США предостерегали, что ИГИЛ пришло в движение.

В передаче «60 минут» президент обвинил своих шпионов в том, что они не сумели предугадать усиление ИГИЛ. Но в его заявлении есть одна неточность: аналитики из разведки предупреждали его об этой группировке.

Еще восемь месяцев назад высокопоставленные руководители из разведывательных ведомств США предостерегали, что ИГИЛ пришло в движение. В начале 2014 года боевики «Исламского государства» разгромили иракские войска в Фаллудже, и это заставило американское разведывательное сообщество прийти к выводу о том, что данная группировка попытается завоевать новые территории в Ираке.

Но в интервью в программе «60 минут», которое вышло в эфир в воскресенье вечером, президент заявил, что усиление новой группировки, которая провозгласила халифат на территории между Сирией и Ираком, застало врасплох разведывательное сообщество США. Обама конкретно обвинил нынешнего директора национальной разведки Джеймса Клэппера (James Clapper), заявив: «Наш руководитель разведывательного сообщества Джим Клэппер признал, что они, как мне кажется, недооценили происходящее в Сирии».

После показа этого интервью вебсайт The Daily Beast связался с одним бывшим высокопоставленным руководителем из Пентагона, непосредственно изучавшим те угрозы, которые представляют джихадисты-сунниты в Сирии и Ираке. Он был изумлен и заявил: «Либо президент не читает доклады разведки, которые получает, либо он врет».

Действительно, Клэппер сказал в этом месяце Дэвиду Игнатиусу (David Ignatius) из Washington Post, что недооценил силы боевиков ИГИЛ в Ираке и переоценил способности иракских сил безопасности на севере страны противостоять ИГИЛ. (Он также сказал, что его аналитики предупреждали об «отваге и способностях» этой организации.)

Однако другие высокопоставленные руководители из разведки предостерегали о возможностях и опасности ИГИЛ на протяжении многих месяцев. Выступая на ежегодных слушаниях по угрозам в комитетах по разведке палаты представителей и сената, которые состоялись в январе и феврале, покинувший недавно свой пост директор Разведывательного управления Министерства обороны генерал-лейтенант Майкл Флинн (Michael Flynn) сказал, что ИГИЛ до конца года наверняка попытается захватить новые территории. ИГИЛ «вероятно постарается взять в 2014 году под свой контроль территории в Ираке и Сирии, дабы продемонстрировать свою силу». Конечно, сделать такой прогноз было нетрудно. Как отметил Флинн, к тому времени ИГИЛ уже взял города Рамади и Фаллуджу, продемонстрировав свою «способность одновременно контролировать множество надежных убежищ в Сирии».

Способность ИГИЛ удержать эти территории будет зависеть от «наличия у него ресурсов, местной поддержки, а также от ответных действий [иракских сил безопасности] и оппозиционных групп в Сирии», — добавил Флинн. Он заметил, что хотя многие сунниты могут выступить против ИГИЛ, «по тактическим соображениям некоторые суннитские племена и повстанческие группировки проявляют готовность к сотрудничеству с ИГИЛ, так как у них общие антиправительственные цели».

Флинн не одинок в своих оценках. Сам Клэппер во время слушаний предупреждал, что три самые эффективные джихадистские группировки в Сирии, одной из которых является ИГИЛ, представляют опасность, подобно магниту притягивая к себе иностранных боевиков. Директор ЦРУ Джон Бреннан (John Brennan) высказал мнение о том, что ИГИЛ и «Фронт ан-Нусра», официально являющийся отделением «Аль-Каиды» в Сирии, представляют особую угрозу, поскольку способны проводить операции против Запада за рубежом.

Сенатор Дайэнн Файнстайн (Dianne Feinstein), председательствующая в сенатском спецкомитете по разведке, заявила 4 февраля, что из-за наличия в Сирии районов, «которые не контролирует ни режим, ни умеренная оппозиция», большую обеспокоенность вызывает «создание надежных убежищ для боевиков, а также вполне реальная перспектива превращения Сирии в стартовую площадку или перевалочную базу для террористов, стремящихся к нанесению ударов по США и другим странам».