Уходящий корнями в глубокое прошлое польский миф о хорошем русском народе, который достаточно избавить от плохих царей, чтобы он обрел свободу и сблизился со своими западными собратьями, пропитан ложью, пишет Rzeczpospolita (27.09). Россиянам не нужны ни демократия, ни свободный рынок, они ценят патернализм и даже не задумываются о вступлении в тот культурный круг, который близок, в частности, Польше. Таким образом форма современного российского авторитарного государства полностью отвечает их запросам.
Не отказываясь от симпатии к конкретным россиянам, следует признать: польское и российское общество исповедуют противоположные ценности и стремятся к разным целям, они враждебны друг другу на фундаментальном уровне, — заключает автор комментария.
Противопоставление варварской и авторитарной России демократическому миру предлагает Gazeta Wyborcza (27.09) в статье, посвященной анализу специфики «Майдана» как особой формы протестной акции. В украинском народном «стоянии» автор материала усматривает сходство с новгородским вече — органом осуществления прямой власти народа в процветающей и просвещенной средневековой республике, память о котором каким-то образом сохранилась в «генетическом коде» украинцев.
Между тем, московской Руси идея сменяемости власти и ее подотчетности гражданам была чужда, и поэтому она жестоко расправилась с демократическим Новгородом и отмежевалась от его традиций. Современная Россия вновь занялась «собиранием земель русских», и время покажет, войдет ли Путин в историю с прозвищем «Грозный», как автор новгородского погрома, размышляет газета.
Славянского единства, которое связывает поляков и русских кровными узами, не существует, вторит Najwyższy czas (26.09). В российском мышлении свободно слились сталинизм и новое наследие путинизма, образовав антиисторическую картину, в которой Советский Союз был несколько видоизмененным продолжением Российской империи, а Сталин — добрым царем, расширявшим сферы влияния своей страны и боровшимся с захватчиками.
Такой подход ставит Варшаву в оппозицию Москве и не оставляет ей возможностей для партнерства: «Пока Путин или кто-то того же покроя управляет российской политикой, мы обречены на политическую оборону от России», — отмечает издание, указывая, однако, что при смене российской правящей команды полякам следует попытаться найти точки сближения с РФ для укрепления собственной геополитической позиции.
Несколько иной угол зрения на тему предлагает бывший посол Польши в СССР и России Станислав Чосек (Stanisław Ciosek) в интервью порталу Wirtualna Polska (30.09). Россия сама хочет сближения с Европой, однако ей мешала и продолжает мешать несовместимость ее цивилизации с европейской: на Западе фундаментом демократии и ее ценностей выступают граждане в их созидательной активности, тогда как российская экономическая система не прошла через процесс либерализации, не завершив трансформацию в 90-е годы.
Прямую вину за это дипломат возлагает на Запад, который не оказал Москве должной поддержки и не помог создать российскому государству новый прочный фундамент.
«Со временем Европа могла бы обратиться к Путину с предложением помощи, чем-то вроде нового плана Маршалла, чтобы он мог реформировать государство от самых основ: создать демократию и сильный средний класс. Достаточно предназначить на эту цель часть того, что мы выделили на спасение банковского сектора. Пока мы думаем: пусть мучаются сами. Но России самой из проблем не выбраться», — заявляет Чосек.
Обеспокоенность СМИ вызвали проводившиеся Россией стратегические учения «Восток-2014». Масштаб и сценарий маневров призван продемонстрировать на глобальной арене, что Москва способна к проведению большой военной кампании, невзирая на продолжающуюся не первый месяц активность в другом регионе (на Украине) и параллельно с ней, пишет Polska Zbrojna (27.09).
Сотрудник варшавского Центра восточных исследований Анджей Вильк (Andrzej Wilk) описывает в своей статье российские учения 2014 года и планы вооруженных сил РФ на 2015 год, анализирует характер роста оборонного бюджета РФ и делает вывод, что Кремль встал на путь милитаризации. «В современной внешней и внутренней обстановке России увеличение активности российской армии и объема расходов на военные цели будет сложно остановить без достижения какого-то эффектного успеха», и одним из вариантов такой победной кампании может стать вассализация Украины, предупреждает эксперт, задаваясь вопросом, в каких еще направлениях может нанести Москва свои удары.
Политолог Пшемыслав Журавский вель Граевский (Przemysław Żurawski vel Grajewski) в интервью порталу Onet.pl (30.09) идет дальше и рисует сценарии развязывания прямого российско-польского конфликта. «Допустим, агенты Кремля подожгут синагоги, а по польским улицам начнут бегать какие-нибудь „националисты“, выкрикивающие антиеврейские, антинемецкие и антиамериканские лозунги. Или „кто-то“ обстреляет еврейскую молодежь по дороге на экскурсию в Аушвиц. Эффект будет таков: поляки сами виноваты, это католики-фундаменталисты, которые исторически настроены против России и ее провоцируют».
В качестве другого сценария эксперт не исключает нанесения российскими силами террористических ударов по европейским целям, которые выбирают обычно националисты и ультраправые группировки. «Раз так началась чеченская война, почему не может начаться таким образом война польская», — рассуждает он.
«Современное оружие Путина — это террор», — заявляет Nowa Europa Wchodnia (29.09). Издание проводит мысль, что самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики, исходя из системы их функционирования, методов и идеологии, можно признать террористическими организациями.
Их деятельность одобряет и поддерживает Москва, получая тем самым новый силовой (террористический) аргумент в противостоянии с Западом, у которого осталось мало времени, чтобы предотвратить появление в Восточной Европе аналога «Аль-Каиды» в лице легитимизированных ДНР и ЛНР, которые будут представлять угрозу для всего человечества, говорится в публикации.
«Жить стало страшно, но не из-за Путина, а из-за недальновидности и трусости европейских политиков, военных и аналитиков», которые не делают выводов из очевидной информации», — с сожалением отмечает Gazeta Wyborcza (25.09).
«Угрозы, исходившие со стороны Москвы, можно было предвидеть и своевременно предотвратить: Киев знал о том, что Россия всегда была сложным соседом, Путин ясно давал понять, что нуждается в сухопутном коридоре в Крым и поэтому намерен открыть «второй украинский фронт», а международные авиакомпании осознавали, что в восточной Украине идут активные боевые действия, однако события развивались так, будто никто не отдавал себе в этих фактах отчета», — пишет газета.