Держу пари, что 90% читателей сразу поняли о ком идет речь. Ну, конечно же, о ставшей при жизни живой легендой Джен Псаки и ее достойном (вернее, достойной её) заместителе Мари Харф. Не проходит и дня, чтобы эти представительницы Госдепа не вызвали хохот поистине всемирного масштаба. Очаровательные дамы поражают не остроумием, а оригинальностью ответов.
Например, на вопрос о том, откуда известно о наличии российских войск на юго-востоке Украине, первая из них, ничуть не смущаясь, заявила: «Это хорошо известно». Нынче это в Москве называется «псакнуть». Можно не сомневаться, что этот неологизм надолго переживет ту, которой обязан своим вхождением в дипломатическо-журналистский лексикон. Теперь на редакционных летучках редакторы, прежде чем выговорить нерадивому репортеру все, что о нем думает, начинает порку со слов: «Кто вас просил псакать без ведома редакции?» После последнего брифинга Мари Харф, оповестив представителей прессы о том, что думают в Госдепе по поводу последних событий на Украине, обогатила публицистику новым словом — «харфнуть». Что означает примерно то же, что и русская идиома «сесть в лужу». Судите сами, Вашингтон, госдеп после короткого сообщения М.Харф отвечает на вопросы журналистов.
Вопрос: Вы сказали, что недавние учения Вооруженных сил России на юге ее собственной территории следует считать провокационными, а нынешние военные маневры с участием США на Украине таковыми не являются. Не могли бы вы объяснить четче разницу между этими двумя идентичными акциями?
М.Харф: Все, что они, русские, сейчас делают, используя свои Вооруженные силы в этой части мира, является эскалационным, агрессивным и интервенционистским... Ничего из того, что делаем мы, американцы на протяжении всего этого конфликта, не является провокационным.
Поняли логику? Для тугодумов госпожа М.Харф могла бы привести более убедительные примеры. Например, если толпа, собравшаяся в Москве на Болотной (в Баку — на площади Фонтанов, в Тбилиси — на проспекте Руставели, в Киеве — на Майдане и т.д.), вооружившись арматурой, призывает двигаться на Красную площадь и, чтобы никто не сомневался в демократичности ее намерений, набрасывается на милицейские цепи — это признаки народной революции. А защитные действия милиции в отношении наиболее ретивых участников демонстрации с дубинками — акт варварства, тоталитаризма, авторитаризма, рецидивы совковости.
Если же жители заштатного американского городка Фергюсон, возмущенные полицейской расправой над чернокожим юношей, выходят на улицы, чтобы сказать городским властям все, что о них думают, то это чистейший бунт, противоправные действия, которые должны быть жестко пресечены на корню.
Если украинская армия расстреливает из «Градов» жилые кварталы Донецка — это борьба за территориальную целостность Украины. Если же мужики того же Донецка встают на защиту своего города, то это сепаратизм чистейшей воды. Ну и т.д.
Из этой логики произрастают пресловутые двойные стандарты в политике. Если Россия прибирает к рукам бывший свой полуостров Крым — это аннексия, агрессия, экспансия. А вот оккупация Арменией Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана и впридачу семи прилегающих к ней районов — это борьба армян за свои исторические земли, меры по обустройству национального очага.
Дело не в том, что уже мало кто в мире надеется услышать что-либо логичное и связное на брифингах в Госдепе. Беда в том, что ни госсекретарь Дж. Керри, ни президент Б.Обама не утруждают себя какой-либо аргументацией, бросая обвинениям одним и похлопывая по плечу других. Официальный Вашингтон полагает, что после того как США присвоили себе право подвергать любую страну, вызвавшую у американцев подозрения, вполне можно выполнять и роль всемирного судьи, решая безо всякого разбирательства, кто прав — кто виноват. И тут на отсутствие логики можно было бы махнуть рукой, если бы в поведении глобальной державы зримо не проглядывали черты «Хозяина планеты».
Господи, как это старо — желание властвовать во всемирном масштабе, для виду этак простецки выбегая из самолета со стаканом кофе в руке…