В НАТО — смена руководства. В разгар крупнейшего со времен холодной войны кризиса в отношениях Североатлантического альянса с Россией датчанина Андерса Фога Расмуссена сменил представитель другой скандинавской страны — 55-летний норвежец Йенс Столтенберг. До этого он трижды возглавлял правительство своей страны — с 2000 по 2001 год (тогда 41-летний политик стал самым молодым в истории Норвегии премьер-министром — прим. ред.), и затем два срока подряд — с 2005 по 2013 годы.
После парламентских выборов осенью 2013 года возглавляемая Столтенбергом социал-демократическая Рабочая партия по-прежнему осталась самой крупной партией в Стортинге (норвежский парламент — прим. ред.), однако правившая до тех пор парламентская коалиция не смогла получить достаточного количества мандатов. Возглавившая правительство Норвегии Эрна Сульберг, представительница консервативной партии Хейре, в ходе передачи полномочий старого кабинета новому высоко оценила работу своего предшественника. Особенно она подчеркнула его роль в ходе трагических событий в июне 2011 года, когда террорист Андерс Брейвик расстрелял десятки человек в молодежном лагере социал-демократов на острове Утейя.
Найти нужные слова
Имя Столтенберга за пределами Норвегии стало широко известно после совершенного Брейвиком массового убийства. Тогда норвежский премьер-министр, ранее и сам возглавлявший молодежное крыло Рабочей партии, выступил буквально в роли отца нации — олицетворение спокойствия, он утешал шокированных горем норвежцев, не позволяя эмоциям взять верх. «Мы должны стойко защищать наши ценности, — сказал он тогда, не скрывая слез. — Больше демократии, больше открытости и более активное участие людей в политической жизни — вот что будет ответом Норвегии на насилие». Полные драматизма недели после трагедии, когда страна находилась в центре внимания мировой общественности, стали политическим испытанием на прочность для Столтенберга, которое он, по всеобщему мнению, блестяще выдержал.
Ранее противник, ныне — сторонник НАТО
Политическая карьера Столтенберга не ограничивается постом главы правительства Норвегии. Помимо этого он неоднократно занимал различные министерские должности, был статс-секретарем в разных составах кабинетов министров, но никогда — в военном ведомстве. В начале 90-х годов ХХ столетия Столтенберг входил в состав парламентского Комитета по вопросам обороны, но если его имя и упоминалось в какой-либо связи с НАТО, то лишь в негативном контексте. В юности Столтенберг был активным противником членства Норвегии в Североатлантическом альянсе и выступал против политики Соединенных Штатов. Еще студентом будущий глава НАТО бросал камни в здание посольства США в Осло в знак протеста против войны во Вьетнаме, а уже после окончания университета подвергал резкой критике деятельность альянса.
Однако позже он изменил свою позицию и сделал все возможное, чтобы молодежное крыло социал-демократической Рабочей партии официально признало членство страны в НАТО. А став премьер-министром, Столтенберг активно поддерживал международные операции альянса. К примеру, Норвегия принимала участие и в военных действиях НАТО в Афганистане, и в операции в Ливии, что принесло уважение стране со стороны Соединенных Штатов. Со временем и в США, и в других странах-участницах НАТО Столтенбергу простили «грехи» его юности. И некоторое время назад о нем начали говорить как о возможном преемнике уходящего со своего поста генерального секретаря Североатлантического альянса Андерса Фога Расмуссена.
Вызов — Россия
Дополнительным «бонусом» к профессиональным качествам Столтенберга является его дипломатическое искусство в обращении с соседом Норвегии — Россией. Находясь на посту премьер-министра, Столтенберг облегчил пограничный режим, подписав с Россией соглашение об упрощенном пересечении границы для жителей приграничной территории, и заключил договор с РФ о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море. «Его умение ладить с Россией является его несомненным козырем», — писала о Столтенберге крупнейшая норвежская газета Aftenposten в то время, когда еще было неясно, кто именно из кандидатов займет пост главы НАТО. Новый генеральный секретарь Североатлантического альянса будет больше ориентирован не на военную, а на политически-гражданскую составляющую этой организации, полагает главный редактор AftenpostenХаральд Стангхелле и уточняет: «Скорее, секретарь, чем генерал».
Впрочем, в любом случае конфликт с Россией потребует от Столтенберга применения всех его дипломатических талантов — как во внешней политике, так и внутри НАТО. Каким образом Североатлантический альянс может защитить входящие в него страны от российской агрессии, не вступив при этом в открытую военную конфронтацию с Москвой? Это станет главным вопросом для Столтенберга после его вступления в должность 1 октября. Не последнюю роль играет и вопрос финансов. Еще до обострения отношений с Россией, прежде всего, американцы постоянно призывали европейских союзников по НАТО к увеличению средств на оборону.
Сейчас это требование зазвучало еще отчетливее. Но именно Столтенберг в данном случае может показать умение расставлять приоритеты: пока большая часть стран, входящих в Североатлантический альянс, постоянно сокращала расходы на оборону, норвежское правительство, возглавляемое Столтенбергом, увеличивало их. И есть какая-то доля иронии в том, что человеку, который в юности был активным противником НАТО, предстоит возглавить эту организацию во времена тяжелейших для нее испытаний.