Переживаем откровенную агрессию со стороны северного соседа. Однако и в это жестокое время, cохраняя остроту зрения и холодный ум, наша общественность (в частности, и не в последнюю очередь, наши интеллектуалы) имеет возможность, и это весьма полезно, анализировать, «препарировать», как будто скальпелем, внимательно отслеживать тяжелые язвы общественного сознания путинской России. Собственно, это те же язвы (иногда они приобретают более «приличную» форму самообмана), которые и побуждали, на первый взгляд, действительно образованных граждан этой страны — юристов, историков, экономистов, социологов, дипломатов «ломать кости» истине ради усердного исполнения имперского заказа. Потому что, что такое наука по сравнению с неумолимыми интересами государства!
Вот, например, Валерий Зорькин, доктор юридических наук, профессор, председатель Конституционного суда России (он занимал эту должность и осенью 1993 года, во время острого противостояния между тогдашним российским президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом РФ, фактически встав на сторону последнего). Этот правовед и, в то же время, один из наивысших юристов-практиков России, выступил со статьей «Суд быстрый, правдивый и равный для всех. Судебная реформа Александра ІІ: уроки для правового развития России». Материал господина Зорькина посвящен 150-й годовщине судебной реформы «царя-освободителя», реформатора и модернизатора империи» (напомним, что и украинцы имеют более чем веские основания вспомнить его начинания «добрым словом», а особенно грубые запрещения украинского языка и культуры в 1863 и 1876 годах; впрочем, в статье В. Зорькина речь идет, конечно же, не об этом).
Председатель российского Конституционного Суда стремится донести до читателей — своих сограждан «необходимость форсированной модернизации очень многих областей нашей жизни. Не хотел бы драматизировать, но боюсь, что вскоре форсированная модернизация будет нуждаться в активной — и коллективной — мобилизации сил и духа широчайших российских масс» — тезис такой же пафосный, как и фальшивый, ведь деспотический режим, который еще более утвердился в последние годы в России, на «модернизацию» и «реформы» не способен по определению, и господин Зорькин это знает.
Но речь сейчас даже не об этом. Мое внимание привлек такой абзац автора (он тщательным образом разбирает историю реформ и реформаторов в Российской империи ХІХ в., от Сперанского до Александра ІІ, преобразованиям которого, в первую очередь в сфере судопроизводства, отводит большую часть статьи): «Что-то такая реформа (речь идет об отмене крепостничества, а не об изменениях в судопроизводстве. — И. С.) очень болезненно обрушила в российском обществе... При всех изъянах крепостничества именно оно было главной «скрепой», которая удерживала внутреннее единство нации. Не случайно же крестьяне, по свидетельству историков, говорили своим бывшим господам после реформы: «Мы были ваши, а вы — наши».
Интереснейшая мысль. Из нее следует, как минимум, несколько выводов:
а) Что до отмены крепостничества в 1861 г. существовало-таки «внутреннее единство «нации» (какой, собственно? русской? всех наций?). Здесь нужна ясность, ведь имперская машина Романовых была многонациональным государством! По сути, о взглядах таких, как Валерий Зорькин, с въедливым, горьким сарказмом написал Тарас Шевченко в поэме «Кавказ» за 16 лет до отмены крепостничества:
«На всіх язиках все мовчить, Бо благоденствує!» («На всех языках все молчит, Ибо благоденствует!» — прим. ред.).
б) Что ликвидация крепостничества это «внутреннее единство» нарушила, эту «главную скрепу» разрушила. Спасибо, что господин Зорькин вообще не написал, что эта ликвидация, правду говоря, была злом...
в) «Изъяны» крепостничества вроде бы и признают, но неохотно, поневоле, сквозь зубы.
Мы, украинцы, имеем полное право — историческое и моральное — расценить эти утверждения главного конституционалиста России (и «модернизатора», как же иначе) как «гремучую смесь» лицемерия, «почвеннических» мифов и откровенного цинизма. Мы — до закрепощения нашей земли Петром І и Екатериной ІІ, особенно последней, потому что «матушка-царица» в 1783 году распространила на украинские земли нормы крепостничества, превратив миллион крестьян в рабов — не были бесправными рабами, были свободными (со времен Хмельнитчины) казаками, селянами, мещанами. И были свободными от тех «государственных скреп» (в действительности, кандалов), о которых пишет В. Зорькин. Уважая гений Шевченко, давайте вспомним о воспоминаниях его друзей: уже умирающий поэт, зная, что крепостничество вот-вот должно быть отменено, из последних сил спрашивал у гостей: «Есть воля? Есть?!» И, услышав: «Пока — нет!», горько зарыдал...
А впрочем, в рассуждениях господина Зорькина есть все же ужасная правда, стоящая того, чтобы над ней серьезно задуматься. Вполне вероятно, что рабская зависимость от государства (речь идет даже не о зависимости от помещика как от личности) и является тем фундаментом, нерушимым во всех веках, на котором стояла, стоит и будет стоять мощь российской деспотической имперской потуги. Даже больше — это действительно так! Только к чему здесь «модернизация»? И еще одно. Почему-то создается впечатление, что московский законодатель восхваляет крепостничество не столько ретроспективно, как исследователь прошлого, сколько с прицелом на будущее. Если это так, то его строки приобретают действительно зловещее содержание. Потому что это написано человеком, который входит в десятку наивысших должностных лиц России.