США в очередной раз наносят авиаудары по Ближнему Востоку и «принимают участие в гражданской войне, оказывая поддержку одной из сторон» – совершают, по сути, то, против чего в свое время предостерегал бывший министр обороны США Роберт МакНамара в книге «Туман войны». В этот раз американцы ведут битву против «Исламского государства» (ИГ), которое за последние месяцы продемонстрировало наличие у себя лучших пиарщиков и захватило власть при поддержке богатейших людей в мире.
Парадоксы выстроились в очередь. Согласно информации издания «Международные отношения», в рядах ИГ состоят уже несколько тысяч суннитских джихадистов, а ещё в 2011 году число сторонников группировки в Ираке составляло лишь 800 человек. После всемирной PR-компании «Исламского государства» США собираются совершить удар и по Сирии вместе с ведущими суннитскими странами, теми самыми, которые долгое время выступали за свержение пришедшего к власти в результате демократических выборов сирийского правительства.
Такая же цель, как и у ИГ
Американцы оказывали значительную поддержку суннитским джихадистам в Сирии, которые, как все прекрасно знают, преследуют такие же цели, что и боевики ИГ, а именно - хотят свергнуть поддерживаемого шиитами президента Башара Асада, развязав самую кровавую в наше время региональную и религиозную войну. Вашингтонский институт ближневосточной политики и другие источники подтверждают, что ИГ получает сотни миллионов долларов от людей из Саудовской Аравии, Катара, Турции и Кувейта – стран, которые являются союзниками США в регионе. Старший исследователь Вашингтонского института Эндрю Таблер отмечает, что к примкнувшим к ИГ повстанцам в Сирии деньги идут через Кувейт.
То, что США наносят авиаудары по Сирии, не заручившись согласием властей страны, кажется, не слишком волнует американцев. То, что ряд суннитских экстремистов в Сирии, которым оказывается поддержка со стороны США, по данным организации AntiWar, заключили с ИГ соглашения о ненападении, также, по всей видимости, является малозначимым для американцев. То, что Башар Асад пришел к власти в ходе демократических выборов, получив более 88,7% голосов избирателей, также никак не влияет на процесс принятия решений в отношении Сирии. В современных США уважение к нормам международного права и принципу государственного суверенитета равно нулю. Американцев мало заботит и то, что Асад является светским политиком, жена которого не носит хиджаб, и то, что он пользуется абсолютной поддержкой христиан и других религиозных и национальных меньшинств, проживающих в Сирии. Обвинения против Асада в использовании химического оружия никогда не были доказаны, и незначительные районы, откуда не были вывезены арсеналы химоружия, находятся под контролем оппозиции.
Мнение людей не учитывается
То, что опрос общественного мнения, проведенный компанией «Public Policy Polling», показал, что целых 74% простых американцев выступают против войны на Ближнем Востоке, также играет незначительную роль. Очевидно, что в современных США, где политические решения принимаются на основе идеологических мотивов, а не реалистичного подхода, мнение граждан больше не берется в расчет. Профессор Брюс Акерман из Йельского университета считает, что военные действия против ИГ также нарушают и конституцию США. Требуется получение одобрения Конгресса, поскольку мандат, выданный им после атак 11 сентября, распространялся только на страны, которые участвовали в планировании этих терактов. Нарушение американского законодательства мало волнует Барака Обаму, который, получив Нобелевскую премию мира, войдет в историю как американский президент, начавший больше всего войн.
И вновь Самюэль Хантингтон оказывается прав в своих мрачных прогнозах о том, что крупномасштабные конфликты будут возникать на стыке культур, потому что цивилизации не понимают друг друга. Однако хуже то, что все понимают, что происходит, однако стремление ВПК и другого бизнеса к прибыли приводит к войне. Если бы не активное участие США в разрушении страны за страной на Ближнем Востоке, конфликты в регионе даже близко не дошли бы до нынешнего уровня остроты.
Геноцид в Ливии
Норвегия тоже совершила ошибку. Лидер Рабочей партии Йонас Гар Стере в своей статье в New York Times написал, что «арабская весна не основывается на исламской идеологии, а значительно более прагматична, чем думает Запад», и «не создаст новых возможностей для “Аль-Каиды'». Потом Норвегия участвовала в нанесении авиаударов по Ливии, одному из богатейших государств на африканском континенте, разбомбив его до основания по указке США. Таким образом, мы, по сути, помогли связанным с «Аль-Каидой» повстанцам прийти к власти во втором по величине городе страны Бенгази. До этого Ливия представляла собой общество всеобщего благосостояния со справедливой системой распределения доходов и ВВП выше, чем в Италии и Австралии. Норвежский телеканал НРК задокументировал факты получения норвежскими пилотами истребителей приказов о бомбардировке случайных целей. Участие в этих военных действиях даже не обсуждалось в Стортинге, дело ограничилось смс-сообщениями лидерам некоторых партий.
Сама я была одной из немногих, кто выступал против происходящего, и в своих статьях в газете «Афтенпостен» писала о том, что военные действия НАТО в Ливии и убийство там гражданского населения является одним из худших в наше время примеров злоупотребления Западом властью. НАТО превратилась из трансатлантического оборонительного альянса в инструмент политики силы и агрессии в отношении слабых государств, в которых затрагиваются интересы Запада.
Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики недавно обвинил Саудовскую Аравию и Катар в развязывании гражданской войны в Сирии, которая привела к сотням тысяч убитых и к тому, что миллионы сирийцев были вынуждены покинуть страну, превратившись в беженцев. В этом контексте не особенно лицеприятно выглядят высказывания саудовского принца Бандара бин Султана, который, согласно информации газеты Independent, уже 2001 году заявил британской разведывательной службе МИ6, что «в ближайшем будущем на Ближнем Востоке мусульман шиитов ждут страдания. Нас суннитов – 1 миллиард, и мы устали от этих шиитов в регионе».
Поддержка республиканцев
Парадоксально, но недемократическая Саудовская Аравия и ее принцы пользуются поддержкой бывшего кандидата в президенты, сенатора-республиканца Джона Маккейна. Согласно CNN, он сам подтвердил свою связь с Саудовской Аравией, когда он «благодарил бога за то, что Катар, Саудовская Аравия и принц Бандар вместе с нами финансируют переворот в Сирии». Согласно некоторым источникам, именно Маккейн уговорил Эр-Рияд финансировать сирийскую оппозицию. Таким образом, США приняли активное участие в развязывании гражданской войны, ужаснейшей со времен Второй мировой войны.
Когда в 2013 году Маккейн посещал Сирию, чтобы засвидетельствовать поддержку США суннитским повстанцам, было сделано несколько его фотографий с их лидерами. Среди них оказался один из лидеров ИГ Абу Бакр аль-Багдади, что наделало немало шума. Согласно изданию Telegraph, фотографии также свидетельствуют об американской поддержке старой партии Саддама Хусейна «Баас», нынешний лидер которой, генерал Аль-Доури, долгое время присутствовал в американском списке разыскиваемых террористов. В докладе немецкого новостного издания Der Spiegel утверждается также, что США проводили обучение членов ИГ в Иордании.
Опасные войны
А вот и более иронический факт: когда ИГ возникло в Сирии, оно было союзником США, но когда группировка пересекла границу Ирака, она превратилась во врага. А ведь в Сирии группы суннитских джихадистов совершали то же самое, что сейчас в Ираке: пытки и жестокие убийства гражданского населения. Есть все основания не следовать политике США на Ближнем Востоке. Если ничего не изменится, мы окажемся перед лицом опасных крупномасштабных войн, которые приведут к ещё меньшей стабильности в нашем мире.