Через три дня после того, как американские боевые корабли на прошлой неделе выпустили 47 крылатых ракет по объектам суннитских боевиков на севере Сирии, Пентагон подписал с компанией Raytheon сделку на 251 миллион долларов о закупке дополнительных ракет «Томагавк». Это стало манной небесной для военно-промышленного гиганта и его многочисленных подрядчиков.
Когда американские боевые действия в Ираке и Афганистане начали подходить к концу, оборонная промышленность стала готовиться к длительным сокращениям бюджета военного ведомства. Крупные подрядчики увольняют рабочих, сливаются друг с другом и замедляют производственные линии, поскольку расходы уменьшаются, а времена наступают весьма скудные.
Но поскольку сегодня авиация США и их союзников бомбит позиции «Исламского государства» и «Аль-Каиды» в Ираке и Сирии, нанеся с понедельника 41 воздушный удар, многие аналитики полагают, что производители боеприпасов, оружия и прочие военные подрядчики (многие из них в Южной Калифорнии) получат мощный стимул для расширения производства.
Как говорят аналитики, ежедневные удары американских бомбардировщиков, истребителей и беспилотников, а также снабжение европейских и арабских союзников, присоединившихся к действиям США, на сегодня уже обошлись им почти в один миллиард долларов, а дальше расходов будет еще больше.
По иронии судьбы многие авиаудары США наносят по многоцелевым автомобилям повышенной проходимости «Хаммер», по бронетранспортерам с защитой от мин и засад и по прочим бронированным машинам американского производства, захваченным боевиками «Исламского государства» во время нападений на иракские военные базы и аэродромы в ходе стремительного наступления на севере Ирака в этом году. Новое правительство в Багдаде отчаянно пытается восстановить свою потрепанную армию, и ему понадобятся новые транспортные средства взамен захваченных.
Уолл-Стрит замечает эти моменты. Акции крупных военных подрядчиков, таких как Raytheon, Lockheed Martin, Northrop Grumman и General Dynamics, поднялись почти до рекордной отметки, обогнав котировки 500 крупнейших корпораций из индекса Standard & Poor’s.
Инвесторы ожидают роста продаж высокоточных ракет и бомб, а также прочего дорогостоящего оружия и современного оборудования для ведения наблюдения и разведки, поскольку Пентагон готовится к конфликту, могущему, как говорят командиры, длиться годами.
«Есть множество причин думать о том, что военные расходы снова увеличатся, — говорит аналитик по вопросам воздушно-космической отрасли из исследовательской фирмы Frost & Sullivan Уэйк Плакер (Wayne Plucker). — Могу заверить вас, что нынешняя ситуация отнюдь не навредит оборонным компаниями».
Вашингтонский независимый аналитический Центр стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments) прогнозирует, что авиационная кампания может стоить от 2,4 до 3,8 миллиарда долларов в год, если сегодняшние темпы авиаударов сохранятся.
Конгресс также дал согласие выделить 500 миллионов долларов на вооружение и обучение сирийских повстанцев, которые могут выступить в Сирии в качестве сухопутных войск в борьбе с боевиками. Однако непонятно, понадобятся ли для этого новые поставки.
Стоимость будущих военных операций США будет зависеть от того, насколько долго они продлятся, какова будет их интенсивность, и будут ли введены американские сухопутные войска в Ирак в дополнение к находящимся там 1600 военным советникам.
По словам министра обороны США Чака Хейгела (Chuck Hagel), Пентагону понадобится больше средств для борьбы с «Исламским государством», и руководители из военного ведомства уже начали работу в конгрессе над срочными мерами по выделению новых ассигнований.
«При продолжении операций нам понадобится от конгресса дополнительное финансирование, — сказал Хейгел на пресс-конференции 26 сентября. — Сейчас мы работаем с соответствующими комитетами, обдумывая вопрос о том, как добиться утверждения ассигнований и финансирования».
В последней бюджетной заявке на 2015 финансовый год от Пентагона требовали сократить расходы на военные нужды. Министерство обороны запросило конгресс о выделении 58,6 миллиарда долларов, что на 20 миллиардов меньше по сравнению с предыдущим годом.
Но затем боевики ИГИЛ начали свое наступление из Сирии и захватили более десятка городов и поселков на севере и западе Ирака, вызвав тревогу в Белом доме, который начал быстро расширяющуюся кампанию авиаударов силами США.
Всего Соединенные Штаты нанесли с 8 августа 250 воздушных ударов в Ираке и с 23 сентября 73 удара в Сирии совместно со своими арабскими партнерами. Французские самолеты также наносят удары по целям в Ираке, а на этой неделе первые авиаудары осуществили британские истребители.
В Сирии Пентагон вместе с пятью арабскими партнерами — Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Иорданией, Бахрейном и Катаром — использует истребители американского производства и сбрасывает американские бомбы, управляемые по сигналам GPS или по лазерному лучу, которые наводят их точно в цель.
Как отмечает Пентагон, 96% из 200 бомб, сброшенных в Сирии в первый день кампании 23 сентября на десяток целей, имели высокоточное наведение.
Чтобы пополнить запасы, как утверждают эксперты, военные руководители могут обратиться к компании Boeing для приобретения хвостовой части, которая превращает неуправляемую авиабомбу в управляемую, поскольку имеет систему наведения по GPS.
Компания на сегодня продала почти 262 000 таких хвостовых комплектов, каждый из которых стоит 25 000 долларов. Тысячи таких комплектов приобрели Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Бахрейн.
«Эти партнеры по коалиции уже закупили немало оружия у американских производителей вооружений, — сказал аналитик по вопросам авиации Ричард Абулафия (Richard Aboulafia) из исследовательской фирмы Teal Group, базирующейся в Виргинии. — После такой кампании они наверняка приобретут еще больше».
Фирма Seal Science из Ирвайна стала одним из тысяч субподрядчиков, которым в последние годы пришлось заниматься увольнениями своих работников. Она изготавливает резиновые прокладки, используемые в ракетах «Томагавк», а также в самолетах F-16 и F/A-18.
Президент компании Грегори Блум (Gregory Bloom) говорит, что крупные военные фирмы уже обращаются к нему с просьбой об увеличении поставок запчастей. Это означает наращивание производства и принятие на работу новых инженеров и техников.
«У нас есть проблемы с поиском работников, которые ушли с предприятия после произошедшего несколько лет назад спада, — рассказывает Блум. — Поверьте мне, мы хотим работать, но не может увеличить производство ни на йоту».
Став на протяжении нескольких лет свидетелем спадов и подъемов, торговая и лоббистская организация из Арлингтона Aerospace Industries Assn. не уверена в том, что военные расходы снова вырастут.
«Это может и не стать переломным моментом, — заявила Бетси Шмид (Betsy Schmid), ранее работавшая в сенатском подкомитете по бюджетным ассигнованиям на оборону, а сейчас являющаяся вице-президентом этой организации по национальной безопасности и политике закупок. — Может показаться, что сейчас возник достаточно мощный импульс силы, чтобы отменить сокращения ассигнований на оборону, однако конгресс пока не давал никаких обещаний».