«Город подготовил запрос на повторное рассмотрение вопроса демонтажа памятников, он будет выслан в ближайшие дни», — сообщил Nasz Dziennik представитель пресс-службы Городского управления Щецина Лукаш Коласа (Łukasz Kolasa). Запрос дожидается подписи мэра города, потом он будет отправлен в Совет охраны памяти борьбы и мученичества.
В июне этого года руководство Щецина (Szczecin) направило в Совет первый запрос на «запуск соответствующей процедуры демонтажа двух щецинских монументов, возведенных в честь Красной армии, а именно, "Памятника благодарности" на улице Польского Солдата, а также "Памятника тем, кто освободил Щецин", расположенного на улице В.Неринга».
В августе россияне сообщили Совету, что они против демонтажа. «Данные монументы являются местами памяти советских солдат, которые освободили Польшу от немецко-фашистских захватчиков в ходе Второй мировой войны, они включены в список объектов, увековечивающих память советских солдат и партизан на польской территории», — подчеркивал представитель Министерства обороны РФ по организации и ведению военно-мемориальной работы в Польше Вячеслав Половинкин.
«Это бесконечно повторяемая российской стороной риторика, — полагает советолог и член Российско-польской Группы по сложным вопросам профессор Влодзимеж Марчиняк (Włodzimierz Marciniak). — Международная обстановка такова, что сохранение этих памятников выглядит полным абсурдом».
Демонтажа требуют жители Щецина из 24 организаций и объединений (это, в частности, «Солидарность», Ассоциация больших семей «Три плюс», Civitas Christiana, Союз бойцов Национальных вооруженных сил, Объединение лиц, подвергавшихся репрессиям в годы военного положения и Общественное движение имени президента Леха Качиньского (Lech Kaczyński)), которые организовали в январе Гражданскую инициативу и направили призыв руководству города. С тех пор они устроили несколько манифестаций, одна из которых проходила под лозунгом «Гнать большевиков!». В июне активисты вновь обратились к местным властям по поводу их «бездействия». «Советские памятники отлично себя чувствуют, серпы и молоты с пятиконечными звездами продолжают провожать выезжающих из Щецина в направлении Полице. А в центре города в самом престижном месте, на площади Польского Солдата уже 60 лет стоит оскорбляющий щецинцев монумент», — писали они.
Половинкин, отставной полковник, уже несколько лет находящийся на своей должности в Польше, помимо аргументов «освободительной» пропаганды ссылается также на договор 1994 года, который защищает подобные памятники. Он утверждает, что согласно этому документу, «данные объекты подлежат сохранению и приведению в должный вид», и поэтому «российская сторона протестует против сноса "Памятника благодарности" и "Памятника тем, кто освободил Щецин", находящихся в городе Щецин».
С такой трактовкой договора 1994 года не согласны юристы. «С точки зрения данного документа согласие на демонтаж памятника не требуется», — говорит профессор Кароль Карский (Karol Karski) — специалист по международному и европейскому праву. Он добавляет, что из духа договора следует требование информировать о таком намерении, однако памятники можно сносить в одностороннем порядке. Консультации необходимы в случае могил или кладбищ, однако при «крайней необходимости» их тоже можно переносить или ликвидировать.
Щецинская гражданская инициатива подчеркивает, что она располагает юридической экспертизой, которая гласит: «договор от 22 февраля 1994 года не может распространяться на вопросы, связанные с памятниками»; «монументы, носящие названия "В благодарность Красной армии" и "Славы Красной армии" не имеют и не имели в прошлом погребальной функции, кроме того они посвящены не памяти лиц, лишившихся жизни в результате военных действий, а военной организации государства, поработившего Польшу почти на полвека». «Очевидно, что оба монумента ("В благодарность Красной армии" и "Славы Красной армии") были возведены в честь вооруженных сил тоталитарного Советского Союза, а не конкретных военных или мирных жертв. Интерпретация закона, произведенная Институтом национальной памяти, однозначно указывает, что охрана подобных памятников является формой пропаганды преступной и бесчеловечной идеологии и подлежит преследованию по закону. Дальнейшее согласие на их существование в общественном пространстве таким образом недопустимо», — говорится в экспертизе.
«Поскольку юридических оснований для использования договора от 1994 года в вопросах, связанных с демонтажем упомянутых памятников нет, консультации любого плана с российской стороной при посредничестве Совета охраны памяти борьбы и мученичества излишни», — подчеркивает Институт национальной памяти.
«Поводов для того, чтобы сохранять памятник на улице Польского Солдата, по моему мнению, нет. Его нужно незамедлительно убрать, а мнение российской стороны в данной сфере ни к чему польскую сторону (поляков, щецинцев) не обязывает, — объясняет историк Артур Кубай (Artur Kubaj) из Гражданской инициативы. — Организации, объединенные в Инициативе будут еще активнее мобилизовать общественное мнение, чтобы убрать из общественного пространства Щецина и воеводства как этот памятник, так и оставшиеся монументы подобного рода. Советская армия ассоциируется у поляков в первую очередь с утратой свободы, с убийствами и насилием. Нельзя делать вид, тут я обращаюсь к мэру и руководству воеводства, что мы этой проблемы не замечаем. Пора покончить с оппортунизмом, назвать вещи своими именами, объединить силы и уничтожить воспоминание о сервилизме польских коммунистов», — подчеркивает он.
Кубай также обращает внимание, что до настоящего времени при обращениях местных властей российская сторона занимала выжидательную позицию, не давая обычно никакого ответа. Но в последнее время позиция изменилась, что мы наблюдаем в городе Новы-Сонч и сейчас в Щецине.
Профессор Марчиняк добавляет, что ситуация дозрела до того, чтобы задуматься об интерпретации российско-польского договора. «Я полагаю, что представители разных гражданских инициатив должны связаться друг с другом и подготовить какое-то экспертное заключение. Ведь во многих городах такие памятники демонтировали, значит, это возможно. Каждая инициатива по отдельности слишком слаба, чтобы справиться с этой проблемой. Понятно, что россияне будут в этом плане постоянно все контролировать», — говорит советолог, который считает, что сторонники сноса «памятников благодарности» со всей Польши должны объединиться и оказать давление на Совет охраны памяти борьбы и мученичества. «Нужно подумать, не обратиться ли в Совет, чтобы он подготовил юридическую экспертизу. Мне кажется, что это мнимое препятствие, вероятно, оно возникло из-за того, что Совет не получил отчетливого политического и общественного сигнала о том, что с этим делать. И возможно, это сигнал должен исходить от гражданских инициатив», — размышляет Марчиняк.
Руководство Щецина в любом случае занимает мягкую позицию, ссылаясь на аргументы об общественном недовольстве и архитектурном несоответствии. Кроме того они не выразили протеста против монумента в районе Домбе. Однако эти аргументы на россиян не подействовали.
В своей заявке представители щецинских властей обращали внимание, что «не первый год в Щецине существуют инициативы граждан и некоммерческих организаций, требующих демонтажа обоих объектов по причине общественного неприятия их идеологической символики. Последняя акция такого рода прошла 24 января 2014 года и была совместным выступлением 23 обществ и объединений». Кроме того они подчеркивают, что «протест вызывает также художественная форма и расположение памятников в современном городском пространстве. Объекты представляют собой доминанту, которая спорит с окружением, в котором они находятся, поскольку оно в последние годы претерпело значительные изменения».