8 октября завершился трехдневный визит на Украину заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд. Как политик она известна своей прямотой. И ее часто критикуют за резкость. Так, например, перед визитом на Украину Нуланд находилась в Венгрии, где так разошлась в критике действий тамошнего правительства в отсутствии солидарности, что кто-то из собравшихся не выдержал и посоветовал госпоже заместителю госсекретаря «назначить посла в Венгрии, чтобы лучше разбираться в ситуации».
Нуланд открыто поддержала Евромайдан тогда, когда многие западные лидеры были осторожными в оценках украинской ситуации. Весь мир обошли фото, на которых Нуланд раздает печенье протестующим на Майдане. Но намного больший шум наделал отрывок из телефонного разговора, на котором, будто бы, Нуланд при помощи «крепких» слов объясняет послу США на Украине Джеффри Пайету своеотношение к позиции ЕС по украинскому вопросу, обвиняя евросообщество в нерешительности. Спецслужбы (скорее всего российские) «слили» еще один ееинтересный разговор с тем же Джеффри Пайетом, о том, с кем, по еемнению, на Украине можно иметь дело, а с кем нет. В частности тогда она указала на Кличко и Яценюка как возможных лидеров новой украинской власти. Поэтому не удивительно, что во время этого визита Нуланд встретилась и с президентом и с этими двумя политиками. Но протокольные фото есть лишь с Порошенко.
8 октября Нуланд передала украинским пограничникам оборудование для укрепления границы на 10 миллионов долларов. На фото у ключевых героев этого мероприятия очень красноречивая физиономика. Но, чтобы ее«прочитать» и понять стоило услышать то, что Нуланд говорила на лекции для студентов в университете им. Тараса Шевченко, состоявшейся позавчера.
Владимир Горбач, политический аналитик Института Евро-Атлантического сотрудничества, эксперт по вопросам внешней и внутренней политики Украины, главный редактор сайта Евроатлантика.info:.
— Визит Нуланд является очень важным и символическим. Она достаточно много времени провела в Киеве, а в революционные дни она оставалась здесь и на длительное время. Это, с одной стороны, такая символическая поддержка США Украины в противостоянии с Россией. А во внутреннем измерении это — определенное поощрение демократических процедур, проведение парламентских выборов на Украине.
Визит Нуланд демонстрирует, что Соединенные Штаты не бросили и не бросают Украину, и адекватно оценивают риски, которые перед ней стоят. Первый вызов — это ситуация на Донбассе, проблема государственной безопасности. Второй — зима, энергетическая зависимость Украины. Третий — внутренняя демократия: как качественно улучшить парламент, его кадровый потенциал и работу, чтобы избежать в дальнейшем политических кризисов.
Понятно, что личные встречи Нуланд с отдельными политическими лидерами и деятелями тоже могут расцениваться в контексте избирательной кампании, как символическая поддержка именно тех политических сил и лидеров.
— Кстати, на Twitter было много фото встречи Нуланд с Порошенко, но не было фото с Яценюком. О чём это говорит?
— Это интересно. В принципе в экспертной среде считается, что ближе к американской позиции находится именно Яценюк, а Порошенко так сказать более близок к немецкой позиции.
— Нуланд привезла украинским пограничникам технику для обустройства границы на сумму 10 млн. долларов, но во время общения не дала конкретного ответа, что будут делать США, чтобы Россия вывела свои войска, вооружения и боевиков с Украины. Без этого восстановить украинский контроль за границей, даже с украинской техникой, невозможно...
— Виктория Нуланд не является госслужащим топового уровня и возможно она не уполномочена озвучивать мысли относительно этого решения, как могут США влиять дальше. Возможно, эта тема ещене выработана в Госдепартаменте, не принята на политическом уровне. И этим продиктована сдержанность Нуланд. Возможно, в Госдепе начинают понимать, что поведение российской власти не продиктовано какими-то рациональными расчетами, потому на Россию не удается влиять через сугубо экономические санкции. Пока что Кремль демонстрирует готовность платить эту высшую цену. Реально повлиять в финансовом и экономическом измерении на политическую и военную позицию РФ к этому моменту США не удавалось. Поэтому очевидно, чтобы повлиять на Россию, необходимо переходить в иную плоскость давления. А очевидно, что к такому решению Администрация Обамы ещене готова.
— Вы сказали, что США не имеет влияния на Россию, не создается ли у вас впечатление, что Вашингтон имеет большее влияние на Украину и может определять политику, в частности влиять на принятие решений относительно урегулирования кризиса на Донбассе. Некоторые эксперты все же считают, что минский протокол был принят под давлением США.
— Здесь есть две стороны. С одной стороны Запад и США заинтересованы в деэскалации конфликта на Донбассе. Но с другой стороны, я помню, что во время саммита в Уэльсе Обама комментировал анонсы «Минского протокола» достаточно настороженно. И так выглядело, что это происходило не по плану Соединенных Штатов. Выходит, что их ставили к сведению, и они сразу дистанциировались публично, показывали, что это является их идеей.
Хотя , понятно, влияние США на президента Порошенко и украинское правительство — очень сильное. США — это сегодня основной донор для нашей власти. Они прекрасно понимают, что без ресурсов западного мира Украина выстоять не сможет в противостоянии с Россией. Поэтому с одной стороны, конечно, действия украинской власти согласовываются с ееевропейскими и американскими партнёрами. Но с другой стороны — не стоит это переоценивать. Это не действия марионеток, а — партнёров.
— То есть Вы не видите в действиях американских чиновников определённой пренебрежительности и попыток диктовать свое виденье того, что должна делать наша Украина?
— США ведут себя с правительствами так, как им позволяют себя вести. С другой стороны, на примере минского протокола можно утверждать, что у украинской власти есть и свои инициативы, не только то, что диктует США.
Я сейчас наблюдаю более горизонтальную форму сотрудничества, чем вертикальную. То есть я не могу сказать, что на Банковую из Белого дома приходят какие-то указания, которые тупо выполняются. Хотя действительно, стороны находятся в постоянном контакте, информируют, по крайней мере, украинская сторона, о своих действиях и планах, состоянии дел.