Американские военные не любят делиться своими секретами. Но состоявшийся в среду в Пентагоне брифинг можно охарактеризовать одним словом — откровенность.
Все дело в том, что когда военное ведомство готовилось к визиту президента Обамы, его пресс-секретарь ясно дал понять, что американские военные почти ничего не могут сделать для спасения 200 с лишним тысяч людей, сражающихся за свою жизнь в сирийском городе Кобани, который находится к югу от турецкой границы.
Это очень странно, ибо на 14-м году войны в Афганистане американская общественность твердо уверовала в то, что ничего невозможного для армии США не существует. Однако она не в силах разгромить джихадистов из «Исламского государства Ирака и Леванта», которые штурмуют Кобани, заявил контр-адмирал Джон Кирби (John Kirby).
«Здесь важен фактор времени», — сказал Кирби репортерам в Пентагоне. Это надо понимать так, что если сейчас США и их союзники ничего не могут сделать для жителей Кобани, то позднее они смогут им помочь.
Лидеры курдов в Кобани опасаются, что если ИГИЛ захватит их город, начнется массовая резня. Но Пентагон это мало волнует. «Мне ничего не известно о планах гуманитарной миссии спасения в Кобани, — заявил Кирби. — Многие жители уже покинули город».
Возможности США по ведению борьбы с ИГИЛ ограничены по двум причинам. Они долгие месяцы выжидали, не начиная никаких действий, а затем по приказу Обамы решили не вводить в бой наземные войска. Но даже небольшое их количество в Сирии и Ираке могло бы существенно увеличить результативность воздушных ударов.
Кирби со своими заявлениями о слабости американской военной мощи вне всяких сомнений подтвердил то, что позднее сказали Обаме, когда он встречался с военачальниками, среди которых были министр обороны Чак Хейгел (Chuck Hagel), председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал армии Мартин Демпси (Martin Dempsey) и генерал армии Ллойд Остин (Lloyd Austin), который в качестве командующего Центральным командованием США руководит борьбой с ИГИЛ.
«Существует единодушное мнение, причем не только в регионе, но и среди многих других стран, что ИГИЛ - это угроза миру во всем мире, безопасности и порядку, — заявил Обама в начале совещания. — С его варварскими действиями надо кончать».
Однако пресс-секретарь Пентанона постарался объяснить, что ограниченные возможности воздушной мощи и отсутствие союзников внутри и вокруг Кобани обрекают город на поражение. «Одних только авиаударов недостаточно для выполнения этой задачи, ими не спасти город Кобани — и мы знаем об этом, — сказал он. — У нас на местах в Сирии нет партнера, готового воевать, способного и эффективного».
Бомбардировки внутри и вокруг Кобани, которые в последние дни усилились, являются весьма скромными по своему размаху. Отчасти это объясняется тем, что целей для поражения очень мало. «Я насчитал 11 ударов за последние два дня», — заявил Кирби.
«Нет, мы не игнорируем кризис вокруг города Кобани, — добавил адмирал. — Мы уничтожили несколько движущихся целей, которые являются небольшими и тактическими. И мы считаем, что это оказало свое воздействие [на ИГИЛ] внутри города и вокруг него. ИГИЛ в настоящее время не владеет Кобани».
Кирби, являющийся офицером-надводником ВМС США, объяснил, что сами по себе могут сделать атаки с воздуха. «Авиация может оказать первоначальное воздействие, заставив их уйти из этого района, лишив их возможности пользоваться такой инфраструктурой, как прочные здания и сооружения, системой управления, которая у них имеется, а также доходами, — сказал Кирби. — Их можно временно лишить таких возможностей действиями с воздуха, однако в долгосрочном плане это не решение проблемы. Долгосрочное решение ... - это боеспособные сухопутные войска, которые могут отвоевать их территории». Но до этого далеко.
Конечно, Соединенные Штаты могут послать туда войска, чтобы остановить наступление. Однако конгресс, как и общество, вряд ли согласятся на такой шаг. Их избаловала война 1991 года с Саддамом Хусейном, когда после 43-дневной авиационной кампании сухопутные войска США за четыре дня выполнили все задачи. В ходе той войны под руководством США по изгнанию Саддама из Кувейта погибло около 25 000 иракцев — и 148 американских военнослужащих.
Есть лишь одно действенное решение проблем, создаваемых ИГИЛ, заявил Кирби. «Что реально должно произойти в долгосрочном плане, так это оздоровление власти в Ираке и оздоровление власти в Сирии, — сказал он. — Здесь налицо элемент стратегического терпения, который должны учитывать все — все мы, все вы, весь американский народ».
Но в отличие от веры в армию, стратегическое терпение, да и вообще любого рода терпение, никогда не было характерной чертой Америки.