Российский Верховный суд должен вскоре вынести вердикт по поводу ликвидации общества «Мемориал». Возможно, судьи решат отложить на какое-то время вынесение приговора организации, которая по праву считается совестью России, а, возможно, внесут его безотлагательно. Понятно, что они поступят так, как пожелает Кремль, которому «Мемориал» не нужен и даже мешает.
Существующее уже 27 лет общество, которое занимается просветительско-исторической, благотворительной и правозащитной деятельностью является для него помехой, так как изо всех сил старается разбудить память россиян о сложных страницах их истории и достучаться до совести соотечественников даже в наши дни, когда голосистая пропаганда стремится закрыть им глаза на творящуюся несправедливость.
Для нас, поляков, невозможно переоценить, например, того, что сделал «Мемориал» для обнаружения правды о катынском преступлении. А как могут относиться к «Мемориалу» россияне, которые лишь благодаря его кропотливой работе смогли выйти на след миллионов своих близких, обреченных на забвение, перемолотых в ГУЛАГе в, что называется, «лагерную пыль»?
«Мемориал» является помехой, поскольку требует справедливости в отношении жертв наведения «конституционного порядка» на Северном Кавказе: жителей региона, которых похищали люди в форме, пропавших без вести, для родственников тех, чьи обезображенные тела удалось потом обнаружить.
Он мешает, потому что не разделяет всеобщего энтузиазма, вызванного возвращением Крыма «в родное лоно» и называет аннексию аннексией, а действия российских военных в Донбассе — агрессией. Так что в Кремле решили поискать оружие против «Мемориала». И нашли, так как умеют это делать. Общество зарегистрировано в качестве общероссийского, поэтому оно обязано иметь подразделения в как минимум 42 из 83 субъектов Федерации, а их у него нет. По мнению Министерства юстиции, настолько грубое нарушение закона позволяет уничтожить уважаемую в мире организацию. Так что ведомство требует поступить со справедливыми несправедливо и заставить молчать требующих правды.
Формальный предлог для расправы с «Мемориалом» может быть настолько несерьезным, потому что он, по сути, неважен. «Правда Гулага», как называется совместная акция общества и «Новой газеты», которой тоже угрожает ликвидация, мешает Кремлю вести народ к, как говорят в Москве, «светлому будущему». Владимир Путин и его люди стремятся опереть идентичность своих подданных на мифе о великолепной, великой, счастливой и всегда справедливой России. Лишь отчасти советской, поскольку в этом мифе о счастливой империи наряду со Сталиным и Гагариным остается место для великих царей и их гвардейцев с золотыми эполетами и горящих злотом церквей с их верным народом.
«Мы никому не позволим навязать нам чувство вины», — сказал несколько лет назад Путин на встрече с историками. Сейчас, о чем много говорится в России, школьники по всей стране получат одинаковые утвержденные Кремлем и прививающие патриотизм учебники по истории, и, скорее всего, еще и по русскому языку и литературе. Правда будет в них однозначной, простой и приятной.
Создателям мифа о вечно прекрасной России не по пути с теми, кто хотел бы напомнить, что она дважды за прошлое столетие рушилась не под ударами врагов, а из-за собственной слабости. И что российская история, в том числе современная, не только велика, но и очень кровава. Расправа с «Мемориалом» или «Новой газетой» — это расправа с правдой о России и с российской совестью.