Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия — неотъемлемая часть Европы

Однако эта страна периодически отрекается от своей идентичности

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В течение последнего года эпитеты «антироссийский» и «русофобский» приобрели настолько широкое значение, что под ними подразумеваются не только критики режима Путина, но и любой человек, который говорит, что свобода лучше рабства, что власть в любой стране должна формироваться посредством выборов и контролироваться обществом, что читать книги и развиваться лучше, чем пребывать в невежестве и мраке.

В течение последнего года эпитеты «антироссийский» и «русофобский» приобрели настолько широкое значение, что под ними подразумеваются не только критики режима Путина, но и любой человек, который говорит, что свобода лучше рабства, что власть в любой стране должна формироваться посредством выборов и контролироваться обществом, что читать книги и развиваться лучше, чем пребывать в невежестве и мраке. Те, кто здесь, в Армении, считают себя защитниками интересов России, порой чрезмерно увлекаются «бичеванием» терпимости, демократии и образования.
 
Такой настрой, безусловно, задается Кремлем и сплотившейся вокруг него «патриотической» интеллигенцией. Они стремятся доказать, что Россия нуждается в порабощенном населении, ей нужен самодержец, император — с характерным российским «самодурством» и паранойей, и, с другой стороны — ей не нужны просвещение, конституция, выборы, новейшие технологии и прочие «порочные» европейские, а в действительности — «жидовские» выдумки. «Мы избрали иной, свой собственный и очень успешный путь», — утверждают они.
 
С этой точки зрения, Россия — не Европа. Тезис сей, безусловно, не новый — об этом говорят не только нынешние идеологи — Дугин, либо Жириновский. Этого же мнения придерживался, например, Александр III (кстати, крайне безвольная личность), который до того, как стать императором, воскликнул: «Конституция? Чтоб русский царь присягал каким-то скотам?!». Такие дерзости, мне кажется, прямой дорогой ведут к революции, трагической жертвой которой спустя десятилетия стал сын упомянутого императора. Но самым интересным обстоятельством является то, что отец Александра Третьего придерживался абсолютно противоположного мнения по поводу конституции и демократии.
 
Современный российский историк Александр Янов в свой статье «Зачем России Европа?» доказывает, что Россия вообще на протяжении всей своей истории колеблется между своей естественной «европейской» сущностью и отрицанием этой сущности. Страна, по мнению историка, имела «европейские» периоды, которые, однако, периодически прерывались, подвергались флуктуации в результате ретроградных, антиевропейских, «патриотических» переворотов. По словам Янова, такими «европейскими» периодами для России являлись: исторический отрезок времени, продлившийся с 10-го века до середины 13-го века, который был прерван татарским нашествием; с середины 15-го века — после освобождения от татарского ига, до середины 16-го века — когда к власти пришли русские феодалы, получившие княжества от татар и мракобесное духовенство; «европейским» был также период глобальных реформ Петра Первого. В сумбурный период в 19-20 вв. Россия также время от времени проявляла свою европейскую идентичность. В советскую эпоху эта идентичность нивелировалась, при Ельцине — вновь пыталась заявить о себе (наряду с постсоветским хаосом), с приходом Путина — вновь исчезла.
 
Но в целом, по мнению аналитика, историческое развитие имеет и положительные тенденции: в 1700 году в России исчезла фундаменталистская церковь, в 1861 году — крепостничество, в 1917 году — «сакральное самодержавие», в 1953-ем — политическое идолопоклонство, в 1993-ем — общинное рабство. Осталась имперская государственность. Может ли быть сомнение, что обречена и она?
 
Я также уверен в том, что идентичность российская, так же как и армянская — европейская, то есть — основана на христианстве, греческой демократии и римском праве. Просто эта идентичность окончательно не утвердилась ни в нашей культуре, ни в культуре дружественной нам страны: в России периодически происходят отклонения в сторону «евразийской», византийской или, проще говоря, — монголо-татарской ментальности — со всеми вытекающими разрушительными последствиями. Эти отклонения великолепно описывает русский историк 19-го века Василий Ключевский. Не знаю, читают ли его работы представители нынешней российской элиты? Во всяком случае, после осознания «своего собственного пути» и спада «патриотической» эйфории наступит тяжелое похмелье. Надеюсь, что нынешнее отклонение окажется последним. Тот же Ключевский писал: «История ничему не учит, но жестоко наказывает за незнание своих уроков».
 
… Недавно на одном из российских сайтов я прочитал нацистские рассуждения о тех гражданах РФ, которые смеют осуждать, критиковать власть, и, по мнению автора, являются евреями по национальности, «пятой колонной» и так далее. Банальные обвинения, которые порой звучат и в Армении.
 
Необычным являлось то, что этот откровенно расистский текст был опубликован на сайте tchaykovsky.ru, который посвящен весьма мною почитаемому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому.
 
Он, на мой взгляд, величайший европейский композитор.