Наша нация заслуживает возможности самой определить свое будущее.
Каталонцы просто хотят проголосовать. В 1773 году, спустя всего 59 лет после того как Барселона, столица Каталонии, была захвачена испанской армией и были упразднены ее институты, «Сыновья свободы» устроили отважное Бостонское чаепитие. В сердце этого протеста была убежденность в том, что американские колонии облагались слишком высокими налогами, тогда как их мнение не принималось в расчет в Лондоне. Эта акция послужила запалом для революционного процесса, в результате которого американские колонии превратились в Соединенные Штаты Америки, а слова о защите свободы, справедливости и демократии появились на фронтисписе их новой Конституции.
Гневная реакция британской короны на события в Бостоне лишь подлила масло в очень мятежа и убедила многих лоялистов из числе поселенцев в том, что только независимость может гарантировать их законные права.
Тем не менее сегодня специальные отношения между Соединенными Штатами и Соединенным Королевством представляют собой один из самых тесных альянсов в мире — он основан на общих ценностях и чаяниях в отношениях между зрелыми демократиями при глубоком уважении прав и свободы. Старые распри уже давно забыты.
Это лишь один из многочисленных примеров того, как попытка заставить сохранить единство народ, желающий идти своим путем, не может служить гарантией хороших отношений. Наоборот, взаимовыгодные, лояльные и полезные отношения, как правило, создают основы для уважения и сотрудничества. Именно это и может произойти между Испанией и Каталонией. В отличие от Шотландии, которая добровольно присоединилась к Соединенному Королевству и которой было позволено с полного согласия Лондона провести голосование по вопросу о том, хотят ли ее жители отделиться, Каталония была покорена и утратила свою свободу. Сегодня, после продолжавшихся столетиями попыток найти устраивающее Каталонию правовое положение внутри Испании, мы, каталонцы, хотим проголосовать по вопросу о нашем политическом будущем — так же, как это недавно сделали шотландцы.
В период с 1936 года по 1939 год мы пережили гражданскую войну в Испании, а затем вынуждены были в течение 40 лет терпеть диктатуру, когда незаконным считалось даже говорить на нашем языке в общественных местах. После смерти генерала Франко в 1975 году мы полагали, что переход Испании к демократии улучшит ситуацию в Каталонии. И, действительно, Конституция Испании 1978 года наделила Каталонию определенной степенью автономии, были созданы новые институты и разрешено использование каталанского языка. Родились новые надежды, однако долго они не просуществовали.
Тем временем нарождающаяся демократия Испании продолжала свой путь, и в 2006 году еще больше полномочий было передано Каталонии. Три четверти ее населения высказались в поддержку нового Устава автономии на референдуме. Однако затем многие из переданных полномочий были вновь возвращены в Мадрид, тогда как сам Устав автономии, получивший такую широкую поддержку, был выхолощен в 2010 году Конституционным судом Испании. Многие считают, что это было поворотным пунктом для Каталонии, когда многие каталонцы потеряли надежду, а народная поддержка независимости выросла с 14% до 50%, и при этом 80% каталонцев поддерживают право самим решать, останется ли Каталония частью станы или выйдет из состава Испании. После решения Конституционного суда в 2010 году, лишившего Каталонию многих переданных ей ранее полномочий, состоялась целая серия мирных демонстраций, в ходе которых миллионы жителей Каталонии призывали к самоопределению на основе проведения голосования. Нынешнее правительство Каталонии привержено этой идее, и то же самое можно сказать о большинстве партий в каталонском Парламенте.
Мы, каталонцы, вместе с нашим демократическим правительством и институтами рассчитываем получить возможность проголосовать и таким образом решить, какие отношения мы хотим иметь с Испанией в будущем. Поэтому мы установили дату проведения этого голосования — 9 ноября 2014 года. Это не вопрос отделения или независимости: это вопрос достоинства и демократии. Мы, каталонцы, хотим участвовать в определении нашего будущего, мы с уважением отнесемся к решению большинства, каким бы ни был результат — именно так все и произошло в Шотландии.
Испанское правительство утверждает, что это голосование является незаконным и неконституционным. Каталонское правительство и нейтральные эксперты считают, что это голосование является и законным, и конституционным. Мы уже в течение многих лет призываем провести обсуждение и переговоры с Мадридом, однако вместо переговоров Мадрид предпочитает использовать жестокую тактику запугивания и пытается скрыться за юридическими оправданиями вместо того, чтобы разрешить проведение свободного и справедливого голосования, которого добивается каталонский народ. Конституции призваны быть живыми документами, готовыми с помощью поправок адаптировать законы с учетом требований граждан. К сожалению, испанское правительство заявило о том, что оно заблокирует любые поправки, которые бы сделали возможным проведение нашего голосования.
Мы, каталонцы, не понимаем, почему Испания не хочет предоставить возможность людям проголосовать мирным и транспарентным образом. Разве может быть по-другому в европейской демократии в 21-ом веке? Политические вопросы в настоящее время решаются с помощью диалога и переговоров. Та эпоха, когда привилегированные немногие принимали решения от лица остальных людей, уже прошла. Вот почему мы, группа обеспокоенных граждан Каталонии, группа граждан, приверженных демократии, решили написать эту статью для того, чтобы мир знал — каталонцы просто хотят проголосовать. Кто может бояться демократии?
Текст подписали:
Г-н Хосеп Гвардиола (Josep Guardiola), бывший игрок и тренер «Барселоны», который сегодня тренирует мюнхенскую «Баварию».
Г-н Хосе Каррерас (Josep Carreras), член группы «Трех теноров» вместе с Пласидо Доминго и Лучано Паваротти, всемирно известная оперная звезда
Г-н Жорди Саваль (Jordi Savall), музыкант, дирижер и композитор, один из самых больших знатоков старинной музыки — во многом благодаря ему виола вернулась на сцену, он сделал более популярной музыку средних веков, периода возрождения и барокко.
Д-р Жоан Массаге (Joan Massagué), ученый и ведущий в области исследования раковых заболеваний в клинике Memorial Sloan-Kettering Cancer Center, Нью-Йорк
Д-р Пол Антрас (Pol Antràs), профессор экономики Гарвардского университета, Бостон
Д-р Хавьер Сала и Мартин (Xavier Sala i Martin), профессор экономики Колумбийского университета, Нью-Йорк