Бывший руководитель департамента планирования Министерства обороны Германии, выступая в немецкой прессе, заявил, что есть сомнения по поводу создания ядерного оружия Турцией.
По его мнению, эти сомнения углубили договоры Турции с российскими и французско-японскими компаниями относительно развития атомной энергетики, в которых Анкара отклонила пункт экспорта использованного ядерного топлива. Немецкий специалист считает, что попытки оставлять у себя использованное топливо могут иметь только одно логическое объяснение: Турция намерена создать плутониевую бомбу.
Это заявление немецкого специалиста и его опасения Армения должна превратить в региональную «грозу» . Это для Армении крайне серьезная проблема, если Турция станет ядерной державой. Излишне говорить о вероятных рисках и опасностях для Армении и Арцаха (самоназвание Нагорного Карабаха), и вообще, для интересов Армении. Речь, естественно не о том, что Анкара подвергнет Армению ядерному нападению, хотя не нужно ничего исключать. Речь идет о том, что Анкара приобретет большой вес, по крайней мере, на региональном уровне, и, по сути, произойдет серьезнейшее перераспределение сил, и не за счет Армении.
Возможно, не следует делать далеко идущих выводов из опасений, или сомнений, появившихся в немецкой прессе, но, в то же время, мы имеем дело с проблемой, недооценка которой, возможно, будет более опасной и катастрофичной, чем переоценка. Следовательно, армянская дипломатия должна незамедлительно приступить к этой теме, поднять эту проблему, осуществить изучение экспертно-профессиональных опасений, появившихся в немецкой прессе, уточнить их степень реалистичности, и в соответствии с этим, поднять вопрос перед международным сообществом.
Параллельно с этим, Армения обязана также в контексте этих опасений в отношении Турции поднять также проблему создания ядерного оружия в Армении. Все это, сегодня, возможно, покажется фантастикой, но в этом вопросе промедление Армении будет роковым. Тем более, что проблема ядерного оружия для Армении, по сути, актуальна, вообще, учитывая то, какой огромный объем вооружения накапливает Баку с помощью нефтедолларов — от наступательного вооружения до оружия массового поражения. В условиях такого соотношения объемов и экономических возможностей, единственной гарантией безопасности Армении в будущем может стать именно ядерное оружие. В таком случае, проблема становится более актуальной, учитывая то, что есть сомнения относительно осуществления, или намерений по осуществлению ядерной программы.
Вместе со всем этим, в вопросе развития атомной энергетики с Турцией заключили сделки Россия и Франция. Две страны, которые имеют тесное сотрудничество с Арменией. Одна из них, якобы, является стратегическим партнером Армении и гарантом безопасности, а вторая — дружественной страной, которая дала пристанище и возможность самореализации сотням тысяч армян, пострадавших от Геноцида, где сформировалась довольно солидная армянская община, страна, которая отличилась многими реально дружественными инициативами в отношении Армении.
Армения должна официально обратиться и к Франции, и к России, с требованием гарантий того, что их сотрудничество с Турцией в деле развития атомной энергетики никоим образом не содержит опасности появления ядерного оружия в Турции, и не представит никаких угроз для Армении. И Франция, и Россия должны быть проинформированы об этом, и нести ответственность перед Арменией, и вообще, перед международным сообществом.
Сигнал был озвучен, в вопросе озвучивания и актуализации этой проблемы, первоочередную заинтересованность должна проявить Республика Армения. Этот вопрос непосредственно касается безопасности Армении. И к этому делу имеют отношение две страны, тесно связанные с Арменией.
Эта проблема должна стать рабочим приоритетом дипломатического корпуса Армении, хотя Овик Абрамян (премьер-министр Армении) поставил перед этим корпусом бизнес-проблемы, и потребовал привести инвестиции. Для правящей элиты Армении, конечно, бомбой являются деньги, чем больше, тем сильнее, но, в конце концов, хотя бы для государства, по сути, в опасностях, угрожающих существованию, должны приниматься адекватные меры.
Это вовсе не паника, для паники вообще нет никакой причины. Это, по крайней мере, повод для Армении выйти на новые, более благоприятные дипломатические позиции, хотя, понятно, что эти позиции не столь привлекательны в плане фотографирования и PR-акций, в этих позициях чиновники будут делать дело, а не фотографироваться на фоне солдат, делающих дело.