Об исламистской организации Хизб ут-Тахрир в Швеции впервые широко и серьезно заговорили накануне минувших парламентских выборов. Тогда она в своих плакатах и листовках, распространяемых в районах с большим числом живущих там мусульман, призывала правоверных к бойкоту выборов на том основании, что демократические ценности равнозначны секуляризму и равноправию полов и противоречат настоящему исламу. Ныне это антидемократическая, по сути, исламистская структура, которая проповедует создание исламского халифата и достаточно активно работает в соседней Дании, начала пропагандистский поход на Швецию.
У организации появился дорого выглядящий, весьма «продвинутый», сайт на шведском языке. Eе шведская страничка в Facebook постоянно обновляется, а в сентябре движение стало распространять пресс-релизы для журналистов и созывать пресс-конференции.
Вот что говорил на одной из них пресс-секретарь организации, ответственный за Скандинавию, Юнес Кок: «Мы новички в Швеции, но надеемся, что будем расти здесь так же, как и в Дании. Я в этом убежден».
И действительно, в Дании организация способна собирать на свои встречи до тысячи человек. Но в Швеции их пока единицы. По мнению большинства специалистов по исламу и религии и по мнению большинства представителей действующих исламских организаций в Швеции, в Хизб ут-Тахрир трактуют ислам экстремальным образом. Многие полагают, что эта организация, хотя она и выступает официально за ненасильственные методы создания исламского государства, на деле опосредованно ведет к радикализации мусульман и воспитанию джихадистов.
В программе Ekot Шведского радио о своем опыте рассказывает молодой человек, ранее посещавший встречи и лекции Хизб ут-Тахрир, но впоследствии, по его словам, вышедший из организации: «Эта организация пытается завербовать как можно больше молодых людей, чтобы создать исламское государство. Типа того. И в этом нет ничего негативного, как вы можете подумать, напротив, это крайне позитивно и пойдет на пользу всему миру. Типа того. И именно поэтому я говорю, что поддерживаю их работу».
В Дании эта исламистская структура уже давно является предметом серьезного обсуждения и дискуссий, не говоря уж о России, где организация запрещена как террористическая, или Германии, где она также запрещена из-за того, что не признает государства Израиль.
Бывший скандинавский лидер Хизб ут-Тахрир несколько лет назад был осужден в Дании по статье за разжигание национальной и этнической розни и за антисемитские заявления. Гомосексуализм в этой структуре также, разумеется, считается делом, противоречащим учению.
При этом Хизб ут-Тахрир заявляет, что не признает Исламский халифат, государство, провозглашенное экстремистами из «Исламского государства». Хотя, при ближайшем рассмотрении, речь и в том, и другом случае идет о схожей идеологии.
«Мы отличаемся методологически, потому что наш выбор — работа без применения насилия» — говорил в Стокгольме на датском языке Юнес Кок.
А вот мнение о Хизб ут-Тахрир представителя британского аналитического центра Quilliam, который занимается противодействием исламскому экстремизму, Гафара Хуссайна. Он считает, что это движение порождает экстремистов, потому что что когда его члены, уверовавшие в сам постулат об исламском халифате, разочаровываются в возможности его достижения ненасильственными методами, они переходят в террористические группировки: «Самая большая опасность в том, что они вносят раскол в общество и противодействуют интеграционным процессам. Кроме того, они формируют терроризм, самую страшную угрозу».
Юнас Кок отказался комментировать действия людей, ушедших из Хизб ут-Тахрир и перешедших на сторону радикальных джихадистов.
А вот как описывал эту организацию в программе Утро на Первом канале Шведского радио Давид Турфьель, историк, специалист по исламу из Высшей школы Седерторн: «Это исламистская, суннитская организация, созданная еще в 50-е годы прошлого столетия, имеющая широкое международное распространение. Представлена практически во всех странах мира с мусульманским населением. Действует и во многих западных странах. Известна своей искусной пропагандистской стратегией, ныне активно использует интернет, социальные сети».
Далее Давид Турфьель говорит о том, что в этой организации подразумевают под исламским халифатом, построение которого является для нее главной целью и задачей: «Подразумевают общество, которое будет управляться с помощью исламского “откровения”, с Кораном и пророком Мухаммедом, который указал дорогу всем мусульманам. Тогда удастся организовать идеальное общество, которое будет абсолютно справедливым и будет создано в соответствии с божьим планом».
А каким представляется Хизб ут-Тахрир в сравнении с «Исламским государством»?
«Да, они не используют те же насильственные методы, что ИГ, взамен они опираются на пропаганду. Но есть у них, как мне кажется, и задняя мысль. Если их идеи получат достаточно большую народную поддержку, то со временем они смогут действительно создать государственное образование. И в этом им может пригодиться помощь, ну, например, генералов, военных структур. Но с этим они сейчас не работают, а работают на вербовку людей».
А вот как Давид Турфьель отвечает на вопрос, почему Хизб ут-Тахрир решили ныне сделать ставку на Швецию:
«Я не думаю, что Швеция представляется им какой то особенной. Они распространяются во всех странах, где у них есть для этого возможности, где могут найти сторонников. Они давно сильны в Дании, сильны в Великобритании. А между Данией, Великобританией и Швецией существуют крепкие связи».
«То, что вызывает вопросы об этой организации, это не их взгляд на этику или мораль. То, что действительно спорно, так это их взгляд на демократию, взгляд на то, стоит ли принимать участие в общественной дискуссии. И в этом движении считают, что мусульмане не должны участвовать в общественной демократической политической системе, а следует делать ставку на создание другого государства».
Накануне выборов Хизб ут-Тахрир, призывавшие мусульман к их бойкоту, писали в своих прокламациях, что правоверный мусульманин голосовать не должен. Вот что думает по этому поводу Ясри Хан, председатель организации «Шведские мусульмане за мир и справедливость», а также член Зеленой партии, ставшей сегодня одной из правящих:
«Для меня открыт вопрос, где они нашли подтверждение тезису, что правоверный мусульманин не должен голосовать. Многие имамы, специалисты по исламу, с которыми я беседовал в разных частях мира, считают, что ничего плохого в том, что правоверный участвует в политическом процессе, нет. Нет ничего плохого в том, что человек пытается помочь в создании лучшего мироустройства. В этом мы отличаемся. Они верят в какой-то сепаратизм, что следует полностью отделиться от демократической системы. Я считаю, что это ведет к политической апатии, когда молодые люди не получают возможностей, не находят путей, каналов для преобразований в обществе».