«Слишком большой, чтобы рухнуть» — это определение может оказаться весьма дорогостоящим для крупнейших в мире банков, так как регулирующие органы требуют увеличить обеспечение долга на покрытие потерь в случае их краха.
Нехватка средств, грозящая многим кредитным организациям, от JPMorgan Chase & Co. до HSBC Holdings Plc, может составить целых 870 миллиардов долларов, о чем говорится в анализе AllianceBernstein Ltd., или всего 237 миллиардов, если верить прогнозу Barclays Plc.
Столь широкий диапазон в оценках объясняется тем, что находящийся в Базеле Совет по финансовой стабильности в своих предложениях говорит об очень разных суммах, которые должны быть в наличии у кредиторов в качестве доли от взвешенных по риску активов. А поскольку у самых уязвимых кредиторов эти авуары превышают по сумме 21 триллион долларов, небольшие изменения в предположениях превращаются в крупные цифры.
«Направление понятно, и понятно, что речь идет о колоссальных суммах, — заявил Эмиль Петров (Emil Petrov), возглавляющий лондонское подразделение по поиску решений проблем с капиталом в Nomura International Plc. — Но намного непонятнее, как пойти в этом направлении. Графики регуляторов растянутся на большие сроки, но насколько быстро рынок потребует полного соответствия?»
Совет по финансовой стабильности хочет ограничить тот ущерб, который крупные банки могут нанести мировой экономике, заставив их держать долговые обязательства, которые можно было бы списать, чтобы помочь обанкротившемуся кредитору с рекапитализацией. Чтобы облигации с преимущественным правом требования понесли потери по ныне действующим правилам, банк должен начать процедуру банкротства, а это наносит огромный ущерб мировой финансовой системе, если банк является крупным международным институтом.
Lehman Brothers
Именно это произошло в 2008 году в момент краха Lehman Brothers Holdings Inc. Странам всего мира пришлось задействовать средства налогоплательщиков для спасения кредиторов, оказавшихся в зоне риска в ходе последовавшей неразберихи.
Совет по финансовой стабильности, в состав которого входят руководители регуляторных органов и центробанков со всего мира, представит свой проект новых правил в следующем месяце в австралийском Брисбене на саммите «Большой двадцатки». Одно из его предложений заключается в том, что 27 крупнейших мировых банков должны держать у себя средства для погашения убытков и ценные бумаги на сумму, равную 16-20% своих взвешенных по риску активов. Эти средства будут предназначены для компенсации потерь в случае банкротства, когда оплачивать издержки несостоятельного кредитора будут не налогоплательщики, а инвесторы.
В соответствии с этими планами, данные кредитные организации должны будут соблюдать «буферные правила», установленные Базельским комитетом по банковскому надзору, также являющимся международным регулятором. Сумма по этим правилам может составить еще 5% от взвешенных по риску активов. Таким образом, требования к банкам будут равны в итоге 25% их активов.
«Значительный дефицит»
«Предстоит огромный объем работ по размещению, — сказал Стив Хасси (Steve Hussey), руководящий в лондонской компании AllianceBernstein исследованиями финансовых институтов. — Если эти правила исполнять прямо сегодня, то возникнет значительный дефицит, а также потребность в выдаче всевозможного требуемого по правилам капитала».
Если исходить из цифры 16%, то сумма нехватки капитала составит около 375 миллиардов долларов, отметил Хасси. При 20% потребность составит 870 миллиардов, и это, как сказал Хасси, «экстремально». Он считает, что у европейских кредитных организаций потребности намного больше, чем у американских.
JPMorgan и Wells Fargo & Co. может понадобиться 127 миллиардов долларов, чтобы достичь показателя в 18% от взвешенных по риску активов. Об этом в извещении для клиентов сообщают аналитики Barclays, в том числе Брайан Монтелеоне (Brian Monteleone) из Нью-Йорка. Крупнейший кредитный банк Европы HSBC, а также испанские Banco Santander SА и Banco Bilbao Vizcaya Argentaria SA могут стать единственными в регионе банками, на которых отразятся новые правила, поскольку им совместно понадобится около 110 миллиардов долларов.
У BNP Paribas SA и HSBC недостача может составить от 50 до 100 миллиардов долларов у каждого, а Banco Santander, как говорит Хасси, придется закрывать брешь в размере от 25 до 50 миллиардов долларов.
Выпуск долговых обязательств
Туэ Сондегард (Thue Sondergaard), работающий аналитиком в лондонской компании Scope Ratings, оценивает дефицит в одной только Европе в 482 миллиарда евро (610 миллиардов долларов), если будет введено требование в 25%. В свою выборку он включил 41 банк, а не только крупнейшие международные кредитные организации, по которым выстроены другие оценки.
Европейским банкам, включая некоторых кредиторов второго уровня, скорее всего, придется выпустить долговых обязательств с преимуществом в погашении на 500 миллиардов евро через холдинговые компании, если они у них имеются, заявил Саймон Макгири (Simon McGeary), возглавляющий в Лондоне подразделение Citigroup Inc. по новым продуктам. Облигации с преимущественным правом требования, выпускаемые через холдинговые компании, будут иметь пониженный статус по сравнению с обязательствами операционного подразделения, сказал он.
«Банки должны иметь возможность заменить существующий долг на долг погашаемый, — отметил аналитик из лондонской Macquarie Group Ltd. Эд Ферт (Ed Firth). — Спреды настолько велики, что дифференциал ценообразования скорее всего будет незначителен. Рынки долгосрочного кредитования сегодня в чрезвычайно щедром настроении».