В этом году на Нобелевскую премию мира была выдвинута «Новая газета». Это издание, в котором работала убитая Анна Политковская, ищет правду в России, где путинская власть в последнее время лишь усиливает контроль над свободой слова.
Крушение малазийского «Боинга»: «Голландия, прости!»
25 июля на первой полосе газета опубликовала фотографию направляющихся на похороны машин под заголовком на русском и голландском языках: «Голландия, прости нас!».
При крушении «Боинга» на подконтрольной ополченцам территории погибли около 300 человек, включая граждан Голландии.
На фоне растущих подозрений относительно того, что «Боинг» сбили ополченцы, перепутав его с украинским военно-транспортным самолетом, российские СМИ, находящиеся под контролем правительства, сообщили, что малазийский рейс атаковали вооруженные силы Украины. Тем не менее, «Новая газета» возразила, что «эта война — наша (российская) ошибка».
Президент Путин, комментируя ситуацию на Украине, заявил о том, что «необходимо защищать русскоязычное население». Россияне поддержали присоединение Крыма и вмешательство в дела Украины, и сейчас рейтинг Путина превышает 80%.
На это во многом повлияла массированная пропаганда со стороны СМИ, которые назвали прозападную украинскую власть фашистами и заявили об ущемлении прав русских.
Издание же продолжило публиковать материалы совершенно иной тональности. «Новая газета» напечатала интервью с женами погибших на Украине российских солдат несмотря на то, что власть скрывает эту информацию, а также сам факт отправки на Украину вооруженных сил. Газета широко освещала многотысячную антипутинскую демонстрацию, которая прошла в сентябре в Москве. Тогда люди несли флаги Украины и России. Правительственные СМИ обошли эту тему стороной.
Издание появилось в 1993 году с тиражом в 200 тысяч экземпляров. Оно вышло на деньги президента Михаила Горбачева и олигарха Александра Лебедева с целью публиковать независимые расследования на тему нарушения прав человека и коррупции.
Убийство нескольких журналистов, угрозы в связи с материалами о коррупции
Несколько журналистов этого издания были убиты. 7 октября 2006 года в лифте собственного дома в день рождения Путина была убита Анна Политковская, которая освещала ситуацию с нарушением прав человека в Чечне, где путинская власть подавила стремление людей к независимости.
В 2009 году были застрелены Анастасия Бабурова и адвокат, с которым она работала по делу, связанному с соблюдением прав человека. Недавно угрожали редактору, который освещал коррупцию среди чиновников.
Стол Политковской всегда был завален письмами с просьбами о помощи из Чечни. Она рассказывала, что в редакцию каждый день приходили люди с различными проблемами, которым некуда было больше идти.
Говорят, что когда Бабурова, писавшая о неонацизме, присоединилась к «Новой газете», она сказала, что больше нет мест, где можно писать правду.
Некоторые считают, что Путин, усиливающий контроль над СМИ, позволяет работать этому изданию, чтобы показать Западу, что в России есть свобода слова.
В 2009 году президент Дмитрий Медведев выбрал «Новую газету» для первого интервью после вступления в должность президента и рассказал о своем желании провести реформы. Он попытался продемонстрировать свою либеральную позицию, которая отличалась от путинского курса.
Я также слышал, что президент Путин любит читать «Новую газету». То есть, это издание может быть источником правды для власти, которая таким образом может узнать об общественных настроениях в условиях ужесточения контроля над СМИ.
В России основное влияние на общественное сознание оказывает телевидение, а не газеты или интернет. Когда убили Политковскую, Путин заявил следующее: «Влияние ее статей было несущественным». Многие россияне считали ее предателем.
Тем не менее, я не могу забыть ее слова, которые она произнесла в ответ на мой вопрос об опасности для жизни и мотивах, которые движут ею: «Я не могу закрыть глаза на аморальные действия. Ответственность лежит на мне. Человеческая ответственность».