Красная поляна, Россия — В среду началось ежегодное мероприятие, в ходе которого российские официальные лица встречаются с иностранными экспертами. Дискуссии сразу же выявили разницу взглядов на реалии украинского кризиса, а также продемонстрировали, что президент Владимир Путин, судя по всему, продолжает ужесточать свой контроль над страной.
Кроме того, на первый план выступили существующие как в России, так и на Западе опасения, что санкции, которые были введены против Москвы за ее действия на Украине, вредят тем, кто стремится к нормальным отношениям с Западом, и дополнительно разжигают российский национализм.
Дискуссионный клуб «Валдай», названный так в честь озера, на берегах которого прошло его первое заседание, отличается от других площадок тем, что он дает редкую возможность напрямую пообщаться с влиятельными московскими деятелями, обычно готовыми говорить только на условиях анонимности.
Кульминацией заседания станет намеченная на пятницу публичная встреча с президентом Владимиром Путиным, который будет отвечать на вопросы членов клуба, насчитывающего в этом году около 100 российских и иностранных ученых, отставных чиновников и журналистов. Ожидается, что в числе прочих присутствовать будут бывший канцлер Австрии Вольфганг Шюссель (Wolfgang Schüssel) и бывший премьер-министр Франции Доминик де Вильпен (Dominique de Villepin).
Один из влиятельных российских участников форума заявил, что реакция Запада на украинские события сплотила российский народ вокруг г-на Путина и обеспечила ему беспрецедентный уровень поддержки.
Опросы общественного мнения показывают, что президента поддерживают более 80% россиян. Это относится даже к Москве, некогда бывшей оплотом оппозиции. Больше 60% респондентов считают, что в 2018 году г-на Путина нужно будет вновь избрать на президентский пост.
«Атаки на Путина — это атаки на Россию», — добавил российский чиновник. Россияне понимают, что «нет Путина — нет России».
В США часто считают, что санкции против России подрывают «путинизм», заявил Эндрю Качинс (Andrew Kuchins) из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований.
Между тем, в действительности они «укрепляют путинизм», считает он.
Конференция, проводящаяся в этом году в горах на высоте 4500 футов над черноморским курортом Сочи, в здании, использовавшемся на Зимней олимпиаде для соревнований по биатлону, в прошлом уже не раз проходила в сложные времена. В 2004 году ее первое заседание совпало со штурмом школы в Беслане, в ходе которого погибли больше 300 человек. В 2008 году она началась через несколько недель после пятидневной войны с Грузией.
Однако ничто до сих пор не смогло так сильно поколебать отношения России с Западом, как российское вмешательство в украинские события. В первый же день конференции стало понятно, насколько расходятся официальные российские взгляды на происходящее на Украине и в других местах с принятыми на Западе версиями.
С точки зрения Москвы, предложенное Евросоюзом Украине политическое и торговое соглашение и поддержка Западом прошлогодних протестов выглядят очередными доказательствами того, что Запад стремится окружить и ослабить Россию. По мнению некоторых российских делегатов, бывший президент Украины Виктор Янукович, в феврале бежавший в Россию, стал жертвой государственного переворота. В среду один из россиян вопрошал на сессии клуба, почему западные страны, некогда противостоявшие нацистам, теперь поддерживают их на Украине.
По словам Джеймса Шерра (James Sherr) из лондонского аналитического центра «Чатэм-хаус», «стороны утратили общее восприятие реальности».
Перемены в России тревожат многих еще сильнее, чем Украина. В течение последнего года г-н Путин укреплял кремлевский контроль над СМИ и негосударственными структурами.
В декабре он приказал закрыть организацию, до прошлого года организовывавшую заседания Валдайского клуба — информационное агентство РИА «Новости», временами критиковавшее правительство.
Некоторые российские участники также давали понять, что санкции — особенно та их часть, которая ограничивает доступ российских компаний к финансированию, — начинают оказывать действие. Банкам становится труднее добывать деньги, а многие фирмы, в том числе официально не попавшие под санкции, не могут больше привлекать средства на западных рынках.
По словам Клиффорда Гэдди (Clifford Gaddy) из вашингтонского Института Брукингса, он слышал, как в западных компаниях Россию называли «радиоактивной».
Эксперт добавил, что хотя санкции воздействуют на экономику, он не уверен, что они производят желаемый эффект и могут изменить российское поведение. Более того, они вредят «самым прогрессивным и современным» секторам экономики и укрепляют «наиболее отсталые ее сегменты».
Вдобавок, утверждает Гэдди, Россия остается сверхдержавой в кибер-отрасли, и если ее отсекут от международной финансовой системы, у Москвы может появиться искушение начать мешать ее работе.
Впрочем, Клиффорд Купчан (Clifford Kupchan) из нью-йоркской штаб-квартиры Eurasia Group считает, что Запад не мог иначе отреагировать на «предосудительное поведение».