Несколько дней спустя после задержания Адольфа Эйхмана в Аргентине 1 мая 1960 года в бюро ЦРУ в Лэнгли пришел один человек, чтобы поделиться возникшими у него справедливыми опасениями. Отто Альбрехт фон Большвинг (Otto Albrecht von Bolschwing) (так его звали) боялся похищения агентами израильского Моссада. Этот бывший гауптштурмбанфюрер (капитан) СС работал с Эйхманом над окончательным решением еврейского вопроса, то есть уничтожением всего еврейского народа III Рейхом. Американские разведчики постарались успокоить его: израильским спецслужбам не передадут о нем никакой информации. Зачем Америке было бросать на произвол судьбы верного служителя, который был завербован весной 1945 года, переброшен в 1954 году, жил с семьей в Нью-Йорке и получил гражданство в 1959 году?
Всего США завербовали более тысячи бывших нацистов. Об этом говорится в исследовании группы экспертов, которые получили доступ к архивам ЦРУ и ФБР по закону о свободе информации. Эта цифра оказалась намного больше всех тех, что озвучивались до настоящего времени. Она слегка приоткрывает завесу вокруг стратегии двух влиятельных американских чиновников в послевоенную эпоху: всезнающего главы ФБР Джона Эдгара Гувера и начальника только что созданного ЦРУ Аллена Даллеса. Их обоих объединяло общее кредо и непоколебимая решимость: не отступать ни перед чем, чтобы дать отпор растущей коммунистической угрозе в Европе.
Фон Большвинг со своей внушительной книгой и тесными связями с будущим главой спецслужб ФРГ Рихардом Геленом стал для них ценным приобретением. Поэтому им было наплевать на «отступления от морали» бывших нацистов во время войны, как отмечается в приведенной в The New York Times официальной записке 1950-х годов.
До 1969 года жизнь бывшего помощника Эйхмана шла в гору. Он получил работу в TCI (занимавшаяся высокими технологиями компания из Пало-Альто, зародыша будущей Кремниевой долины), но в разговорах с коллегами предпочитал воздерживаться от рассказов о «прежней» жизни. Однако затем TCI закрылась, фон Большфинг разорился, а его жена свела счеты с жизнью в 1978 году. Еще большие проблемы создали ему и следователи из Министерства юстиции: они волею случая узнали о его причастности к массовым убийствам евреев в 1940-1941 годах, заставили его сознаться в принадлежности к СС и добились лишения американского гражданства незадолго до его смерти в 1982 году (тогда ему было 72 года). «Его вообще не следовало пускать в США, потому что он не отвечает ценностям нашей страны», — признает сейчас его семидесятипятилетний сын Гус фон Большвинг (Gus von Bolschwing).
Как бы то ни было, за год до этого ФБР отказалось сотрудничать со следователями по 16 аналогичным делам: все подозреваемые значились информаторами, а пять из них даже все еще действующими. Потворство федеральных властей сохранилось и в дальнейшем: в 1994 году адвокат ЦРУ заставил судей снять обвинения против Александраса Лилейкиса (Aleksandras Lileikis), жившего в Бостоне бывшего нациста, который был замешан в убийстве 70 000 евреев в вильнюсском гетто. В конечном итоге его экстрадировали, и он умер в собственной постели в 2000 году в возрасте 93 лет еще до окончания процесса.
Но раскрыли ли американские архивы все свои тайны? «Вероятно, мы никогда так и не узнаем точное число работавших на спецслужбы нацистов, — говорит историк Норман Года (Norman Goda) из Флоридского университета. — Многие документы до сих пор засекречены». Сейчас прошло уже 70 лет с завершения Второй мировой войны и начала холодной войны с Советским Союзом, но эти бумаги до сих пор считаются слишком «чувствительными». Наверное, потому что холодная война полностью так и не подошла к концу.