«Все, что мы можем сделать для поддержки безопасности и процветания Литвы является нашим собственным национальным интересом, потому что это укрепляет союзнические отношения НАТО, наши отношения с ЕС, трансатлантические связи и трансатлантическое сообщество», — утверждал в интервью Delfi заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Брент Хартли.
По словам американского чиновника, который курировал в том числе и страны Балтии в течение нескольких последних лет, США будут поддерживать Литву в ее отношениях с Россией, а комментируя вопрос энергобезопасности в регионе, он сказал, что перед Литвой и другими странами Балтии вырисовывается очень обнадеживающая картина.
— На днях в воды Литвы зашел корабль Independence, это повод чтобы успокоиться или Литве нужно еще многое сделать? Каково ваше видение энергетической безопасности Литвы?
— США очень внимательно следят за тем, что связано с энергетической безопасностью. Последние два года я внимательно следил за вопросами Independence и терминала СПГ в Клайпеде. Я с воодушевлением наблюдал, как этот долгосрочный проект в конце концов достиг момента реализации. О пользе этого для Литвы и потребителей уже заявил министр энергетики, когда сказал, что снижение цен со стороны Газпрома, возможно, является реакцией на конкуренцию, которую собой представляет Independence.
Для меня это выглядело воодушевляюще. Это первый из ряда шагов, которые Литва в сотрудничестве с балтийскими соседями и ЕС предприняла для того, чтобы обеспечить диверсификацию источников энергии и большую энергетическую безопасность и независимость. Меня обнадежили сообщения СМИ о том, что Эстония, возможно, договорится о региональном терминале СПГ, газопроводе между Эстонией и Финляндией.
Нас также обнадеживает прогресс в строительстве газопровода между Литвой и Польшей. Так что, с учетом электрокабеля между Швецией, Литвой и другими странами Балтии вырисовывается очень обнадеживающая картина в смысле энергетической безопасности и образования конкурентных цен в этом регионе.
— В чем интерес США? Почему США так интересует энергетическая безопасность Литвы?
— Литва — давний друг, союзник НАТО. Как член ЕС и в двустороннем плане — это важный торговый партнер. Все, что мы можем сделать для поддержки безопасности и процветания Литва является нашим собственным национальным интересом, потому что это укрепляет союзнические отношения НАТО, наши отношения с ЕС, трансатлантические связи и трансатлантическое сообщество.
— Были сообщения о том, что США планируют поставлять газ в ЕС и Литву в частности. Что вы можете сказать об этом?
— Я думаю, нам нужно быть осторожнее, когда мы ведем об этом речь. У нас экономика свободного рынка, любые решения о том, куда пойдет добытый в США газ, принимают компании, которые его добывают. Поэтому, решение о направлении экспорта — в страны Балтии или другие страны, принимается на основании коммерческого решения. Мы рады свободной торговле, но это не дело правительства решать, куда эти контракты пойдут.
— Но можно ли сказать, что это в интересах США?
— Как я уже говорил, мы заинтересованы в конкурентоспособном рынке источников энергии и диверсификации источников энергии для стран Балтии. В том, что касается газа американского происхождения на глобальном рынке, мы будем содействовать тому, чтобы у них (стран Балтии — прим. ред.) были преимущества, растущие поставки и снижающиеся цены.
Мы должны посмотреть, как это работает, но в мире есть много других месторождений для разработки, например, ими занимаются Кипр и Израиль. Мозамбик и Австралия также разрабатывают большое количество месторождений газа. Я не эксперт в этой сфере, но, по моему мнению, перспективы поставок газа в Литву представляются очень хорошими.
— Каковы, по вашему мнению, рецепты отношений Литвы, стран Балтии в целом и России в нынешний, непростой в геополитическом плане момент?
— Ситуация в Россией очень сложная. Учитывая, что Литва, Латвия и Эстония имеют границу с таким крупным соседом как Россия, все же в период после холодной войны была надежда, что отношения будут основаны на принципах и обязательствах, к примеру, соглашениях в рамках ОБСЕ, других решениях и обязательствах принятых в этот период. К сожалению, Россия приняла решение нарушить эти обязательства, международное право, осуществить незаконную аннексию Крыма, изменяя силой границы. Такое развитие ситуации вызывает сильное разочарование. США остаются открытыми для нормальных отношений с Россией, но мы не пойдем на компромисс с нашими ценностями. И мы постоянно даем это понять на самом высшем уровне. Мы будем поддерживать страны Балтии, как союзников НАТО, в отношениях с Россией. Мы надеемся, что ситуацию можно вернуть обратно к существовавшему ранее порядку, при котором уважаются границы, территориальная целостность и национальный суверенитет.
— Как вы оцениваете прошедшие недавно выборы в Верховную раду Украины?
— Украина является основным моментом в развития всего, что касается европейской безопасности, и события на в этой стране изменили картину европейской безопасности. Выборы — это позитивное развитие, очевидно они были выражением воли украинцев двигаться в западном направлении, стать ближе к ЕС и Западу в целом. Мы ожидаем нового парламента, работы с президентом Порошенко и новым правительством для продолжения работы над реформами, шагами против коррупции и реализации международных соглашений, включая соглашения с ЕС. Я думаю, это очень позитивное развитие и предельно важно, что Украина остается на пути реформ при твердой международной поддержке в том, что касается отношений с Россией и российской агрессии на востоке Украины и в Крыму.
— Как, по вашему мнению, обстоит ситуация с европейской безопасностью в целом? Каковы угрозы для Европы и стран Балтии в частности?
— Российская агрессия против Украины сломала рамки европейской безопасности, установившиеся после холодной войны. Мы остаемся приверженцами концепции и видения свободной и мирной Европы. Но это трудно осуществить, когда такой значительный для Европы игрок, как Россия, решает вести себя иначе, включая насильное изменение границ. Так что картина безопасности в Европе в этом отношении в значительной степени изменилась. И саммит НАТО в Уэльсе объединил лидеров в том, что мы вновь должны гарантировать пятую статью о коллективной безопасности. Перед союзниками НАТО стоит много вызовов, США и ЕС должны быть готовы работать.
Мы очень серьезно работали для того, чтобы идти нога в ногу с ЕС в том, что касается санкций и других шагов. Мы активно сотрудничали через ОБСЕ для поддержки усилий организации по деэскалации ситуации на Украине и достижения мирного разрешения ситуации, в то же время способствует национальному примирению и другим шагам для повышения единства внутри Украины.
Я подозреваю, что между ЕС и США всегда будут различия на том или ином уровне, есть различия и внутри ЕС. Но, я думаю, мы серьезно работаем, т.к. признаем единство цели, поскольку это будет предельно важным для разрешения украинской ситуации и убеждения России в том, что избранный ею путь — неправильный.
— Как вы видите роль Белоруссии и действия ее президента Александра Лукашенко в сложившейся ситуации?
— Мы ценим роль Минска в предложении своего рода нейтральной площадки для встречи сторон. Минское соглашения от 5 сентября заложило хорошую основу и попытку решения украинской ситуации. Мы продолжаем оказывать давление на наших российских коллег в том, чтобы они его выполняли полностью, включая четвертый пункт, который включает в себя восстановление контроля и суверенитета Украины над международной границей с Россией.
Это один из аспектов сентябрьского соглашения, который россияне выполняют медленно. Мы приветствуем достигнутое в Минске понимание 19 сентября. Мы продолжаем иметь дело с Белоруссией, продолжаем выражать свою глубокую озабоченность ситуацией с правами человека и недостатком демократических процессов, но США поддерживают активный диалог с белорусским правительством. И мы надеемся, что с привлечением нас и ЕС мы сможем поддержать Белоруссию на позитивном пути.
— США рассматривает эти Евразийский союз как серьезного игрока?
— Это дело Евразийского Союза определить, является ли он серьезным игроком. Мы придерживаемся принципа, что все страны могут определять то, как они определяют свою политику реформ. У стран есть своя свободная воля войти в Евразийский Союз, это их выбор. Если они решают войти или присоединиться к ЕС и НАТО — это должен быть их свободный выбор, без внешнего вмешательства. Так что Евразийский Союз является тем, чем является и мы рады торговать с ним на основе рыночных правил, так же, как и с кем-либо другим.