Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ирландский музыкант Мартин Джарвис озвучил ошеломляющую теорию относительно Иоганна Себастьяна Баха, который бесспорно считается главным гением западной классической музыки. Джарвис высказал предположение о том, что шесть баховских сюит для виолончели соло на самом деле являются творением второй жены Баха — Анны Магдалены.

В 2006 году Мартин Джарвис (Martin Jarvis), музыкант ирландского происхождения, преподающий в австралийском университете Чарльза Дарвина (Charles Darwin University), озвучил ошеломляющую теорию относительно Иоганна Себастьяна Баха, который бесспорно считается главным гением западной классической музыки. Джарвис высказал предположение о том, что шесть баховских сюит для виолончели соло, о которых Пабло Казальс (Pablo Casals, 1876-1973 — каталонский виолончелист, дирижер и музыкант, — прим. перев.) однажды сказал: «В них заключена вся сущность Баха, а сам Бах это суть музыки», на самом деле являются творением второй жены Баха — Анны Магдалены Бах (Anna Magdalena Bach). В 2011 году Джарвис обобщил свои предположения в книге под названием «Написано фрау Бах» (Written by Mrs Bach). Затем он создал одноименный документальный фильм, который сейчас и предлагает широкой публике. В популяризации его теории участвовали различные издания, в том числе Washington Post, U.S.A Today, а также интернет-сайт Jezebel. «Безусловно, Бах не такой уж мошенник», — написала на сайте Jezebel публицист Айша Аран (Isha Aran), признавая, что достижения Баха огромны и без этих шести сюит.

Сомнения относительно знаменитых произведений Баха высказываются уже не в первый раз. Например, авторство Токкаты и фуги ре минор (которая звучала во многих облюбованных привидениями домах во время недавнего Хэллоуина) не раз подвергалось сомнению, при этом многие музыковеды обнаружили в ней признаки, не свойственные стилю великого композитора. Ни в одном другом из своих органных произведений он так блестяще не использовал удвоение октав, как в первых тактах Токкаты: это впечатляющий и смелый прием, который дает основания предположить, что его использовал не тот мастер, который сочинил «Страсти по Матфею», а совершенно другой талантливый композитор. Впрочем, авторитетный исследователь творчества Баха Кристоф Вольф (Christoph Wolff) утверждает, что, как бы то ни было, такая экспансивность вполне могла стать творческим самовыражением «по-юношески энергичного и необузданного» композитора — «хулигана» Баха. Поэтому спор до сих пор не разрешен.

С учетом этих и других несоответствий и споров я решил оценить провокационную теорию Джарвиса с максимальной беспристрастностью. Анна Магдалена Бах получила хорошее музыкальное образование, обладала певческим талантом и, по свидетельству источников 1790 года, отказалась от музыкальной карьеры ради мужа. Она вышла замуж за Баха в 1721 году в возрасте 20 лет и родила ему 13 детей, семеро из которых умерли в раннем детстве. Вполне возможно, что она оказывала влияние на Баха на позднем этапе его творчества. Ну и, конечно же, она усердно помогала ему, переписывая его нотные записи. Как заметил музыковед Ио Томита (Yo Tomita), в некоторых рукописях записи, сделанные обоими супругами, следуют одна за другой, буквально переплетаясь, «таким образом, они наверняка что-то обсуждали в копиях, над которыми работали вместе».

Однако нет никаких свидетельств того, что Анна Магдалена сочиняла музыку или училась игре на струнных инструментах. Тогда что же дает г-ну Джарвису основание считать, что она написала эти сюиты для виолончели? Джарвис рассказывает, что в молодости во время изучения этих произведений его не покидало ощущение, что они отличаются от остальных творений Баха. Позднее ему не давала покоя одна фраза, написанная в правом нижнем углу на титульной странице копии сюит, сделанной Марией Магдаленой. Это одна из двух главных рукописных работ, по которым мы и узнали об этих произведениях. Фраза выглядела так: Ecrite par Madame Bachen, Son Epouse, (диакритические знаки над буквами отсутствуют). По словам Джарвиса, эта фраза «положила конец его долгим и кропотливым исследованиям», поскольку «ее буквальный перевод звучит так: «Написано госпожой Бах, его женой», то есть, сочинено Анной Магдаленой».

Все это лишь предположения. Но если посмотреть на саму рукопись (в цифровом архиве Берлинской государственной библиотеки имеется скан), то можно увидеть нечто совсем иное. К сюитам прилагаются копии Сонат и партит для скрипки соло. На титульной странице всех этих сочинений есть надпись, которую сделал ученик Баха Георг Хайнрих Людвиг Шванберг (Georg Heinrich Ludwig Schwanberg): «Часть 1. Произведения для скрипки соло, сочиненные господином Иог. Себаст. Бахом. Часть 2. Произведения для виолончели соло, сочиненные господином И.С. Бахом, Кантором хора и музыкальным директором церквей города Лейпцига» (Pars 1. Violino Solo Senza Basso composée par Sr. Jean Seb. Bach. Pars 2. Violoncello Solo Senza Basso composée par Sr. J. S. Bach. Maitre de la Chapelle et Directeur de la Musique a Leipsic). И только потом, в нижнем углу страницы мы видим надпись «написано госпожой Бах». Немаловажная деталь о том, что сюиты для виолончели соло, о которых написано, что они «сочинены господином И.С. Бахом» не упоминается в популярных материалах, иллюстрирующих теорию Джарвиса. Само собой разумеется, СМИ тоже ничего не говорят об этом, они вообще проигнорировали мнения специалистов по творчеству Баха и сразу же поспешили сделать сенсационные выводы: «Бах не писал своих великих произведений». В его статье приведены более осторожные суждения, хотя и они вызывают недоумение.

Есть и еще один спорный момент. Если, по мнению Джарвиса, слово «ecrite» на самом деле означает «сочинила» (а слово «composée», в таком случае, по-видимому, означает что-то другое), то разве не было бы логичным сделать вывод, что Анну Магдалену следует заодно считать и автором Сонат и партит? Само расположение приписки в углу страницы указывает на то, что она относится к обеим страницам. Все-таки рукопись Сонат и партит, сделанная самим Бахом, существует, и Джарвис этого не отрицает. Более того, он говорит, что сомнения в отношении авторства сюит для виолончели возникли у него тогда, когда он заметил «огромную разницу» по сравнению с сюитами для скрипки соло. В одном из своих интервью он сказал, что «сомнительные» сюиты не произвели на него впечатления, т.к. им не хватало «музыкальной зрелости». В общем, те выводы, который сделал Джарвис, прочитав надписи на титульном листе, крайне нелогичны. Как ни крути этот лист бумаги, записи на нем все равно означают одно: Сонаты и партиты, а также сюиты были сочинены Бахом и переписаны, то есть, скопированы его женой.

Джарвис затевал свое исследование с благородной целью. И он вполне справедливо заявляет, что женщины столетиями страдали из-за господства женоненавистнической теории, согласно которой музыкальным творчеством способны заниматься исключительно представители сильного пола. В этой связи он упоминает Фанни Мендельсон-Гензель (Fanny Mendelssohn Hensel,), сестру Феликса Мендельсона (Felix Mendelssohn), которая продемонстрировала большой талант, но ее карьере помешали отец с братом. Пишет он и об Альме Шиндлер (Alma Schindler), которой запретил писать музыку ее первый муж Густав Малер (Gustav Mahler). В качестве примера из более современной жизни, он рассказал о пианистке Джоане Харрис (Johana Harris), которая оказала огромное влияние на творческий рост своего мужа Роя Харриса (Roy Harris), одного из ярчайших американских композиторов середины 20 века.

Все это означает, что досужие домыслы никогда ни к чему хорошему не приводят, если при этом искажаются исторические факты или, как в нашем случае, женщине приписывается авторство лишь на том основании, что музыкальному произведению не хватает «музыкальной зрелости». При том, что в классической музыке наблюдается искусственно навязанное гендерное неравенство, последние исследования, которые провел Рики О’Бэннон (Ricky O’Bannon), показали, что 1,8% музыкальных произведений, включенных в концертные программы ведущих оркестров США на 2014-2015 гг., написаны женщинами. И в качестве самого эффективного способа по устранению такого неравенства можно было бы вкладывать больше средств в развитие современной музыки. Как сказала Эми Бет Кирстен (Amy Beth Kirsten), «видимо, если стремиться к равенству при записи концертных программ, то надо постараться уравнять количество произведений ныне живущих композиторов и произведений, написанных теми, кого уже нет». В классической музыке, которая находится под влиянием традиций прошлого, главенствующая роль неизбежно будет принадлежать композиторам-мужчинам. А вместо того, чтобы фантазировать и выискивать среди композиторов прошлого выдающихся женщин — «Баха в юбке», не лучше ли поискать их в современной музыке?».