На прошедших во вторник промежуточных выборах республиканцы взяли под свой контроль конгресс. Такой результат меняет всю политическую динамику в Вашингтоне и дает Великой старой партии новые возможности влиять на президента Барака Обаму в последние два года его пребывания в Белом доме.
Республиканцы взяли места в сенате от Западной Вирджинии до Колорадо и во многих других штатах, получив большинство как минимум в 52 мандата, а также увеличили свое присутствие в палате представителей до такого уровня, какого не достигали в последние несколько десятилетий. Кроме того, они победили на ключевых выборах губернаторов.
В результате столь убедительной победы республиканцев демократы впервые с 2006 года лишились большинства в обеих палатах.
«Пора двигаться в новом направлении, — заявил сенатор-республиканец из Кентукки Митч Макконнел (Mitch McConnell), который должен стать лидером большинства после убедительной победы над своим демократическим оппонентом Элисоном Ландерганом Граймсом (Alison Lundergan Grimes). — У нас в Вашингтоне произошли реальные изменения, именно этим теперь я намерен заняться».
Медленное восстановление экономики и серия взбудораживших общество событий, включая вспышку Эболы и усиление «Исламского государства» на Ближнем Востоке, вызывают тревогу у избирателей, которые хотят перемен.
Во вторник на 14 выборах губернаторов было острое соперничество. Республиканцы одержали победу на большей части выборов губернаторов верхнего эшелона. Весьма убедительно победили губернатор Флориды Рик Скотт (Rick Scott), Рик Снайдер (Rick Snyder) в Мичигане и Скотт Уокер (Scott Walker) в Висконсине. Республиканец Брюс Раунер (Bruce Rauner) одержал победу в Иллинойсе над демократическим губернатором Пэтом Куинном (Pat Quinn). В Пенсильвании демократ Том Вулф (Tom Wolf) взял верх над губернатором из Республиканской партии Томом Корбеттом (Tom Corbett).
К концу осенней избирательной кампании демократы уже с трудом удерживали свои позиции в неопределившихся штатах, которые они ранее расхваливали как основу усиления своей партии. Среди них - Колорадо, Айова и Нью-Гемпшир. То, что республиканцы весьма успешно состязались в этих штатах, сулит им неплохие перспективы на президентских выборах 2016 года и говорит о том, что национальная политическая карта может оказаться полностью перекроенной.
С 1980-х годов Республиканская партия одерживала верх не более чем над двумя действующими сенаторами. Во вторник она победила как минимум троих.
Теперь, когда власть в стране резко раскололась на республиканский конгресс и на демократический Белый дом, открываются новые возможности для компромисса, если обе партии и президент решат пойти навстречу друг другу и договариваться. Но это большой вопрос для столицы, которая вот уже четыре года находится в патовой ситуации. Бизнес делает ставку на прогресс в таких вопросах, как капитальная перестройка иммиграционной системы и законодательство о налогах с доходов корпораций.
Выступая с речью после одержанной победы, Макконнел придерживался примирительного тона. «У нас есть обязанность вместе работать над теми вопросами, в которых мы может прийти к согласию, — сказал он. — То, что мы являемся двухпартийной системой, отнюдь не означает, что между нами должен существовать вечный конфликт».
Официально признав поражение, лидер сенатского большинства Гарри Рид (Harry Reid) выступил с заявлением, в котором поздравил Макконнела.
Сенат, где станет руководить Великая старая партия, сможет оказывать влияние на президентские назначения в кабинете, в том числе это касается должности генерального прокурора и вакансий в органах судебной власти.
Обама и его коллеги-однопартийцы надеялись заслужить одобрение у избирателей, указывая на улучшения в американской экономике. Но по всей стране демократам пришлось столкнуться с враждебными политическими силами, которые, видя ослабление позиций Обамы, в ходе состязательных выборов отдали серьезное предпочтение республиканцам.
Республиканцы расширили свое большинство и в палате представителей США. Единственный вопрос, остающийся без ответа, - это количество полученных ими мест. Если партия республиканцев увеличит их число на 12, она получит 246 мандатов. Это будет самое большое количество мест в палате представителей республиканцев с 1946 года.
Усиление позиций республиканцев, продемонстрированное в день выборов, дало им возможность оправиться от серьезнейших потерь, которые они понесли на выборах в 2012 году. Всего год назад эта партия провалилась по результатам опросов общественного мнения, когда консерваторов обвинили в приостановке деятельности правительства.
Сенатор Марк Прайор (Mark Pryor) стал первой жертвой из состава Демократической партии, когда он проиграл в Арканзасе республиканцу Тому Коттону (Tom Cotton). Республиканцы отняли первый мандат у демократов, когда член палаты представителей Шелли Мур Кэпито (Shelley Moore Capito) победила в Западной Вирджинии. Это стало первой победой ее партии в борьбе за место в сенате с 1956 года. Победы в Айове и Северной Каролине еще больше склонили чашу весов в этой палате в пользу республиканцев.
Одним из самых больших сюрпризов стала неожиданно напряженная гонка в Вирджинии, где сенатор-демократ Марк Уорнер (Mark Warner) по всем прогнозам должен был легко победить в борьбе за переизбрание. Сейчас там возможен повторный подсчет голосов.
Республиканцы представили эти промежуточные выборы как референдум по Обаме, который в ходе второго президентского срока сталкивается с острым раздражением внутри страны и с переполохом на международной арене.
Низкие рейтинги его популярности ослабили кандидатов в сенаторы от Демократической партии, которые попытались дистанцироваться от президента, чья историческая победа в 2008 году помогла им выиграть выборы.
Еще до подсчета голосов Белый дом постарался опровергнуть мнение о том, что выборы в конгресс стали референдумом о президенте. Вице-президент Джо Байден предсказывал, что демократы сохранят контроль в сенате. Но уже во вторник Обама выступил с комментариями, которые были больше похожи на оправдания грядущих потерь.
«Возможно, это худшая для демократов группа штатов со времен Дуайта Эйзенхауэра», — заявил во вторник вечером Обама, давая в Коннектикуте интервью государственной радиостанции.
Характерной чертой промежуточных выборов 2014 года стало долгое время вызревавшее недовольство избирателей неспособностью избранных руководителей в Вашингтоне двинуть страну вперед. Экономика вызывает наибольшую обеспокоенность у электората, и подавляющее большинство называет экономические условия либо плохими, либо не очень хорошими. Вторым в списке является здравоохранение.
Две с лишним трети опрошенных избирателей заявили, что следующее поколение будет жить хуже нынешнего. Две трети сказали, что Соединенные Штаты сошли с правильного пути, показав в этом вопросе более негативное отношение, нежели на выборах 2010 и 2012 годов. Во вторник многие избиратели заявили, что в большей степени голосовали против одного кандидата, нежели в поддержку другого.
«Это меньшее из двух зол», — сказал Майк Болл (Mike Ball) из города Роли в Северной Каролине, проголосовавший за сенатора от Демократической партии Кей Хэган (Kay Hagan), поскольку от ее оппонента, спикера палаты представителей Тома Тиллиса (Thom Tillis), у него «неприятный привкус во рту». Компьютерный аналитик Болл заявил, что и от Хэган он не испытывал «суперудовольствия».
С участием Лоры Меклер (Laura Meckler).