Выборы в Донбассе не будут признаны мировым сообществом, поскольку они не имели ничего общего с демократическими принципами, однако Москва, жаждавшая быстрого триумфа и выступившая инициатором голосования, удовлетворится его исходом, пишет Gazeta Wyborcza (3.11). «Она не хотела подождать с выборами месяц, чтобы устроить их 7 декабря, как предпочитали киевские власти. Россия стремится не к нормализации ситуации в Донбассе, а к тому, чтобы «Луганда» оставалась гниющей язвой на теле Украины, очагом заразы, которую, возможно, удастся распространить на всю страну, чьи лидеры, может быть, в конце концов не найдут иного выхода, как в покаянных одеяниях постучать в кремлевские ворота Каноссы», — образно изображает автор публикации цели российской политики.
Россия покровительствует и оказывает помощь сепаратистам в Донбассе, которые ежедневно нарушали условия закрепленного Минским протоколом от 5 сентября перемирия, а выборы являются попранием его политической части, говорит политолог Гжегож Костшева-Зорбас (Grzegorz Kostrzewa-Zorbas) порталу Onet.pl (1.11).
Одновременно Москва старается отвлечь внимание западных стран и международных организаций от ситуации на Украине, устраивая провокации в небе с использованием своей авиации: «НАТО заявило, что с момента окончания холодной войны, да и в ее годы, не бывало таких случаев, чтобы за одни сутки 19 самолетов в четырех группах появлялись над четырьмя частями Европы», — подчеркивает эксперт.
Россия единственной признала выборы, которые провели в Донбассе ее подопечные, сказав тем самым «А», и теперь весь мир ждет, что будет скрываться за «Б», продолжала Rzeczpospolita (2.11). Если Москва не предпримет дальнейших активных действий, она получит у своих границ непредсказуемое квазигосударство, лидеры которого уже сейчас начали конфликтовать между собой. Если же она решится на «крымский вариант», тогда она сможет победить хаос, но столкнется с резко негативной реакцией Запада, который не оставит без ответа дальнейшее расчленение Украины, размышляла газета.
Политик Павел Коваль (Paweł Kowal) в интервью Super Express (3.11) называет донбасских ополченцев террористами и полагает, что мягкая реакция Запада на их действия, а также привлечение Москвы к переговорам с Украиной, могут иметь опасные последствия. «Нас постоянно убеждают, что Россия является нашим партнером по урегулированию украинского кризиса, но встает вопрос: как назвать партнера, который стремится к легитимизации террористической группы и передаче ей довольно обширной территории», — недоумевает собеседник портала.
«Путин продолжает ежедневно устраивать Западу проверки: если не боевые самолеты над странами НАТО, то загадочные подлодки в Балтике. Это уже не просто прощупывание, а создание свершившихся фактов, при которых в Европе появится бандитское террористическое государство», — заключает он.
Сдержанную реакцию прессы вызывало подписание Украиной, Россией и Еврокомиссией трехстороннего соглашения, регулирующего поставки газа Киеву.
Новый договор не столько демонстрирует готовность Кремля идти на компромиссы, сколько показывает границы европейского желания отстаивать украинские интересы, полагает Rzeczpospolita (2.11). Украине придется отдать за газ, цена которого останется высокой, часть средств, предоставленных ей ЕС и МВФ, которые могли бы пойти на модернизацию ее экономики и инфраструктуры, а также укрепление вооруженных сил. Это приближает банкротство Киева и обеспечивает России приток столь необходимой ей валюты, а в случае если Еврокомиссия продолжит антимонопольные расследования в отношении Газпрома, Москва сможет вновь воспользоваться угрозами приостановки поставок, прогнозирует комментатор.
Подписанный в Брюсселе договор спас Газпром от краха, — полагает Gazeta Wyborcza (4.11). Доходы российского концерна в последние месяцы, как и объем экспортируемого им газа, снижались. Кроме того, Газпрому придется выплатить неустойки за невыполнение обязательств перед европейскими покупателями, которые в сентябре не получили часть заказанного ими газа. В выигрыше осталась и Европа, которая обезопасила себя от перебоя в поставках в зимний период. Издание обращает внимание, что в неопределенной ситуации пребывает лишь Украина: «Невыгодный для Нафтогаза договор остался в силе, неизвестно также, на каких условиях будут покупать украинцы российский газ после апреля 2015 года».
Экономическая ситуация в России, особенно, ослабление российского рубля освещались печатью в негативном ключе.
Центробанк безуспешно пытается предотвратить девальвацию российской валюты и обуздать инфляцию, однако этот процесс неостановим, поскольку в РФ ощущается нехватка долларов, сообщала Gazeta Wyborcza (4.11), ссылаясь на мнения российских экспертов. Ситуация сложная: из-за падения нефтяных цен доллары текут в российский бюджет все более тонким ручейком, после нападения на Украину у российских компаний появились проблемы с заграничными кредитами, и, кроме того, им нужна валюта, чтобы выплатить взятые ранее на Западе кредиты в объеме более 120 миллиардов долларов, резюмирует газета.
Портал Forsal.pl (30.10) проводит параллель между положением рубля и бразильского песо. Тренд падения обеих валют связан как со снижением цены на нефть, так и с удешевлением зерновых, крупными экспортерами которых являются Россия и Бразилия. Важен в данном контексте и политический аспект: бразильский президент Дилма Русеф не пользовалась расположением финансовых сфер, проводя интервенционистскую политику и прибегая к нерыночным методам управления экономикой. В свою очередь, имидж России на международной арене пошатнулся из-за ее вмешательства в украинский конфликт. Долгосрочные кредитные рейтинги обеих стран крайне низки и имеют тенденцию к ухудшению, как и темп роста их ВВП, что грозит стагфляцией.
«Таким образом бразильский реал и российский рубль объединяет не только то, что в последние полтора месяца они были самыми слабыми валютами восходящих рынков: причины их слабости взаимосвязаны с фундаментальной точки зрения и демонстрируют, что рынок отчетливо чувствует риски, связанные с этими двумя экономиками», — завершает свой анализ портал.
Иллюстрируя неблагоприятную экономическую ситуацию в России, журналист Gazeta Wyborcza (3.11) в своем репортаже изображает сцены, разыгрывающиеся рядом с одним из московских магазинов, куда приезжает цистерна, продающая молоко. Если раньше жители не проявляли к молоковозу большого интереса, то сейчас, столкнувшись с подорожанием многих продуктов, они выстраиваются перед ним в очередь. «Москва в прошлые годы была расточительной, люди мало считали деньги, но сейчас все меняется: продавщица в моем магазине говорит, что, несмотря на рост цен, средняя сумма чека от недели к недели становится все меньше», — делится своими наблюдениями репортер.
В другом тексте (Gazeta Wyborcza, 31.10) тот же автор констатирует: «в России все отчетливее ощущается наступлении тяжелых времен». Свой вывод он делает на основании того, что на Тверской улице в Москве внезапно появилось множество сдающихся в аренду помещений. Место, где прежде шла битва за каждый метр площади, начали покидать коммерсанты: «витрина России, которая в последние годы производила ошеломляющее впечатление на иностранцев своими дорогими магазинами и ресторанами, будто бы увяла», — описывает свои впечатления журналист.
Газеты также уделили внимание празднованию Дня народного единства в Москве. Rzeczpospolita (4.11) подчеркивает, что в этом году праздник был особенно масштабным: по центру столицы прошел проправительственый марш, завершившийся народными гуляниями, активное участие в официальных мероприятиях принимали церковные иерархи, чьи высказывания звучали в русле официального политического курса Кремля. Это демонстрирует, что в контексте усиливающейся международной изоляции России и ухудшающейся экономической ситуации Путин пытается найти новые способы консолидации населения, указывает газета.
В этом году традиционные «Русские марши» выглядели бледно, их затмила официальная демонстрация: праздник Народного единства «национализировал» российский президент, писала Gazeta Wyborcza (5.11). Манифестанты не выглядели прежней «массовкой» пропутинских акций: настроение толпы было приподнятым, а звучавшая в высказываниях горожан поддержка внешнеполитического курса Кремля была вполне искренней, рассказывает автор репортажа.