Консерваторы, находящиеся в оппозиции шяуляйского горсовета, предлагают перенести обелиск и могилы советских солдат с площади Присикялимо, которая находится в центре города. Мэр социал-демократ Юстинас Сартаускас не одобряет это предложение.
Член Шяуляйского горсовета консерватор Ауримас Науседа сказал, что обелиск и могилы можно перенести на кладбище в Гинкунай.
«Было бы целесообразным перенести обелиск на кладбище в Гинкунай, где похоронены около 900 советских военных, сделать это с должным уважением и согласовать с российским посольством», — сказал Науседа.
По его словам, обелиск архитектурно не сочетается с находящимся рядом городским Кафедральным собором.
«Он установлен выше и затмевает забор собора. Это разрушает европейскую концепцию площади, поскольку этот объект был создан по приказу Иосифа Сталина, его цель — умалить католическую церковь», — сказал Науседа.
Он отметил, что это предложение можно осуществить на деньги Евросоюза, во время приведения площади в порядок.
Мэр города Сартаускас не одобряет это предложение.
«Во-первых, это будет дорого стоить, во-вторых, я против перенося, поскольку у нас в городе после войны осталось не одно кладбище военных лет», — сказал Сартаускас.
По его словам, этот вопрос некоторые политики поднимают всякий раз перед муниципальными выборами.
«Этот вопрос каждый раз поднимают перед выборами, перед международными событиями. Я думаю, что побеждает здравая логика. Ведь мертвые не голосуют, не мешают. Их память сейчас неприкосновенна. У нас в городе не меньше 20 кладбищ. Это кладбища времен Первой мировой, Второй мировой войны. Не знаю, почему мешает только одно», — сказал мэр города.
Заведующая отделом архитектуры и урбанистики Шяуляй Раса Будрите сказала, что сейчас переносить могилы с площади Присикялимо стратегически неверный ход.
«Я не одобряю перенос могил советских воинов времен Второй мировой войны, находящихся рядом с Кафедральным собором, по одной простой причине — в Шяуляй есть могилы как времен ВМВ, так и Первой мировой войны, поэтому если уже думать, то надо думать стратегически обо всех сразу — о немцах, русских,пленных и т.д.», — сказала BNS Будрите.
«Что касается самого обелиска как вещи или объекта — может и можно подумать — все будет зависеть от идей технического проекта площади Присикялимо. Если найдут иной способ должным образом указать место захоронения, тогда можно обсуждать, оценив возможные политические, а не только архитектурные последствия», — считает Будрите.