В комментариях, посвященных проблемам военно-технического сотрудничества России в Белоруссии, преобладает тема размещения российской авиабазы на белорусской территории. Отмечается, что создание такой базы «будет означать втягивание официального Минска в противостояние России с Западом», но в тоже время станет «сдерживающим фактором в наметившемся противостоянии Москвы с НАТО» (Naviny.by, 5.11).
При этом военный аналитик Андрей Портников полагает, что «основной проблемой региональной безопасности является разрушение системы, которая в последние три десятка лет ее обеспечивала. И сделано это было, скажем прямо, самой Россией. Угроза для стран региона, в том числе и для Беларуси с Россией состоит не в агрессивных устремлениях Запада, а в непредсказуемой, нелогичной и конфронтационной повестке дня, формируемой российским руководством».
В свою очередь обозреватель Александр Алесин придерживается мнения, что «в Бобруйске может быть размещена главная база ВВС России в Беларуси», которая «может быть использована в особый период как аэродром подскока для стратегических бомбардировщиков». Однако перенос сроков ее создания на 2016 год говорит о политической составляющей такого решения. «До выборов Александр Лукашенко не хочет будоражить общественное мнение размещением группировки российской авиации на белорусской территории».
Анализируя заявление первого вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко о том, что резкого повышения цен на российский газ для Республики Беларусь в обозримой перспективе не будет, эксперт Татьяна Маненок («Наше мнение», 4.11) отмечает, что, несмотря на заявления российской стороны о переходе в 2011 году на равнодоходные цены на газ, власти стали «притормаживать болезненный для национальной экономики процесс перехода» на неопределенный срок. Для Белоруссии это означает, что цена газа будет определяться на основе межправительственного соглашения о поставках газа в республику в 2012-2014 годах.
В публикации, посвященной Дню народного единства в России («Новы час», 4.11) публицист Олег Новиков отмечает, что «русский национализм, бывший в последнее время головной болью Путина», сегодня приобретает новые черты. События на Украине позволили властям перехватить инициативу. «Апофеозом единения народов России вокруг Путина станет 4 ноября, когда по всей стране пройдут официальные «русские марши» в поддержку Новороссии. «Путинская элита все больше увлекается игрой в русских патриотов, что очень небезопасно для такой многонациональной страны, как Россия».
Резко негативная оценка выборам в Донецкой и Луганской народных республиках была дана полковником спецслужб республики Владимиром Бородачом (UDF.BY, 5.11): «вскоре завоеватель будет просить Украину забрать оккупированную территорию обратно. Выборы как в Крыму, так и Донецке с Луганском для будущего Украины не имеют никакого значения. Только одному Путину кажется, что он всех искусно обманывает, а прачки с трактористами наступают на Киев. Путин еще не понял, кто будет кормить Крым и эти новые образования. Выборы — это очередная невменяемость группы экстремистов и политического руководства России. Это нарушение минских договоренностей. … Россия сдулась, и это надо признать. Она не может дать Украине ничего, кроме воров, нищеты, разрухи и трудной человеческой доли. Россия проспала время, паразитируя на том, что дал ей Бог, сама она для себя ничего не создала и не может предложить другим. У нее остались завышенные уже смешные амбиции. Агрессия возможна сейчас, России, как минимум, нужен проход в Крым, в противном случае Путин окажется политическим лузером. Проход в Крым дает ему шанс выйти маленьким героем и продлить агонию во власти в России».
Анализируя данные Левада-центра о рейтинге президента России Владимира Путина, эксперт отмечает («Новая Эўропа», 6.10), что «нет оснований утверждать, что рейтинг Путина падает. Однако, поразительно высокая популярность Путина не отражает положительное чувство к государственным структурам в целом. Вера русских в Путина коренится в том, что нет никакой другой альтернативы. Русское политическое поле было тщательно очищено от всех соревнующихся».
Украинские события продемонстрировали, что «жалобы стагнации доходов и плохих государственных услуг уступили проявлениям безоговорочной поддержки правительства, а граждане объявили о своей готовности взять на себя расходы в целях противостояния Западу».
Но, полагает автор, «вместо того, чтобы служить источником стабильности, как это было в прошлом, эта взаимная зависимость ведет Россию к политической и экономической изоляции — с серьезными последствиями для жизнедеятельности простых россиян. Рано или поздно, рейтинг Путина начнет падать. В то же время никто не может предсказать, на что способен Путин в целях поддержания своей власти».
Останавливаясь на теме девальвации российского рубля, экономист Ярослав Романчук (Naviny.by, 6.11) высказывает большие опасения в том, что для Белоруссии тяжелым бременем станут «последствия денежной и бюджетной политики Кремля. Если белорусский Нацбанк и Совмин будет делать вид, что у них все под контролем, а Россия продолжит девальвацию на фоне падения цен на нефть до приблизительно 60 долларов, то Белоруссия в ближайшие два года может получить удар силой 5-7% ВВП».
Сокращение нефтяной валютной выручки, болезненные потери по санкциям при росте госрасходов на самые разные проекты и планы увеличить денежную эмиссию — это новая валютная реальность не только для России, но и для Белоруссии. Ее усугубляют традиционные для России валютные спекуляции. В условиях рецессии и структурного кризиса российские финансовые бароны не чураются дефолтов и обыкновенного «кидалова».
Сохранение, тем более, увеличение девальвационного разрыва между российским и белорусским рублями резко ухудшит условия торговли с Россией для белорусских производителей. Дальнейшая потеря ценовой конкурентоспособности грозит сокращением экспорта в Россию на 8-10% в этом году и на 10-15% в следующем. Удешевление российского рубля расширяет возможности для российских компаний на белорусском рынке. Российские товары по отношению к белорусским могут подешеветь даже на 20-30%.
Обычно козлом отпущения является население, но в 2015 году оно одновременно должно выполнить функцию электората. Не то, чтобы это было большой проблемой для нынешней избирательной системы, но неприятные сюрпризы явно могут появиться.
Как считает белорусский политолог Валерий Карбалевич («Салідарнасць», 7.11), «нынешний международный кризис, вызванный действиями России против Украины, стал кульминацией антидемократического реванша. Москва определила территорию, на которую демократический транзит не должен распространяться. Во весь рост возникла угроза восстановления новой „Берлинской стены“. Выяснилось, что с крахом коммунистической системы человек тоталитарного типа, человек советский никуда и не делся. Он возрождается как птица феникс в новом виде. И надо было случиться украинскому кризису, чтобы этот феномен вылез на поверхность во всем своем неприглядном виде. Его можно определить даже арифметически. 84% россиян, 2/3 белорусов поддержали действия России в Украине. Главное, что объединяет этих людей — это приверженность к патерналистскому государству, „сильной руке“, твердой власти. Выясняется, что только государство со всеми его атрибутами и объединяет российское общество. Российскую империю может спасти только угроза извне (реальная или мнимая), мобилизация против внешнего врага. То есть эти последние события показывают, что конфликт со всем миром — это форма самосохранения Российской империи».