Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Добро пожаловать в мир без Запада

© AP Photo / Andy WongПрезидент США Барак Обама и председатель КНР Си Цзиньпин, визит американского президента в Китай
Президент США Барак Обама и председатель КНР Си Цзиньпин, визит американского президента в Китай
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У американских официальных лиц вошло в привычку характеризовать будущее китайско-американских отношений как главную драму в международной политике. В начале ноября госсекретарь Джон Керри заявил в Вашингтоне: «Американо-китайские отношения являются самыми важными на сегодня отношениями в мире, и они будут во многом определять облик 21-го века. И точка».

«Налицо последовательные усилия восходящих держав по созданию параллельной многосторонней архитектуры, которая обходит стороной либеральный порядок и, скорее всего, самым фундаментальным образом изменит международную политику и экономику».

У американских официальных лиц вошло в привычку характеризовать будущее китайско-американских отношений как главную драму в международной политике. В начале ноября, когда президент Обама собирался на встречу со своим китайским коллегой Си Цзиньпином, госсекретарь Джон Керри заявил своим слушателям в Вашингтоне: «Американо-китайские отношения являются самыми важными на сегодня отношениями в мире, и они будут во многом определять облик 21-го века. И точка». Советник по национальной безопасности Сьюзан Райс (Susan Rice), не успев приземлиться в сентябре в пекинском аэропорту, вышла в Твиттер и повторила заезженную фразу о том, что «на большинство глобальных вызовов 21-го века невозможно отвечать эффективно без совместной работы США и Китая».

Это не просто дипломатические реверансы. Это важный сигнал о том, как смотрят на мир творцы американской внешней политики. В Вашингтоне преобладает мнение о том, что в конечном счете Соединенные Штаты и Китай либо утонут, либо выплывут вместе, увлекая за собой весь остальной мир. Если две державы смогут правильно выстроить свои отношения и эффективно сотрудничать, все будет хорошо; если нет, жить в предстоящие десятилетия будет трудно почти всем.

У такой точки зрения есть научное обоснование. Предполагается, что сегодня, как и в прошлом, находящиеся на подъеме державы встают перед четким выбором, когда сталкиваются с преобладающим международным порядком, созданным предыдущим поколением великих держав. Они могут либо приспособиться к этому мировому порядку, влившись в него, либо бросить ему вызов. В результате политика Вашингтона в отношении Китая имеет целью как можно активнее содействовать его ассимиляции, но при этом США должны находиться в готовности к ограничению ущерба на тот случай, если Пекин выберет путь конфронтации. Такая логика лежит в основе американской стратегии распределения рисков в отношениях с Китаем на протяжении двадцати с лишним лет.

В своем эссе на страницах журнала National Interest, вышедшего летом 2007 года («A World Without the West» — «Мир без Запада»), мы утверждали, что такие научные теории опасно неполноценны, и что возникающая вследствие этого умозрительная карта неверна. Мы приводили доводы о том, что восходящие державы, и в частности Китай, скорее всего, не станут ни подстраиваться под возглавляемый США мировой порядок, ни бросать ему вызов. Причина в том, что оба варианта совершенно непривлекательны. Зачем китайским властям перенимать либеральную систему, которая по большей мере противоречит их внутренним и внешним интересам? Смотреть на Китай как на загнанную в угол страну, которой приходится выбирать между двумя малопривлекательными вариантами, значит слишком серьезно воспринимать несовершенную научную теорию, и что еще хуже, неверно толковать поведение восходящих держав.

Выйдя за рамки такого ложного выбора, мы отметили, что восходящие державы начинают вместо этого строить «мир без Запада», действуя в обход существующего мирового порядка. При более тщательном практическом рассмотрении становится предельно ясно, что восходящие державы в приоритетном порядке развивают между собой связи в экономической, политической и даже военной областях. Поступая таким образом, они ослабляют те узы, которыми привязаны к либеральной международной системе, сосредоточенной на Западе.

Такого рода аргументы вызвали дискомфорт у многих людей, потому что практически все они серьезно и почти повсеместно переоценивают возможности, глубину и привлекательность существующего либерального порядка.

Прошло семь лет, и «мир без Запада» оказался у всех на виду. Сегодня главная тема в международной политике заключается не в том, удастся или нет соблазнить, побудить или даже заставить Пекин включиться в существующую международную систему или хотя бы заинтересоваться ею. И не в том, как Соединенные Штаты и Китай сползают к третьей мировой войне — хотя по мере усиления соперничества аналитики-традиционалисты (сторонники подхода «ассимиляция или конфронтация») ошибочно видят в конфликте единственную возможную альтернативу. Вместо этого налицо последовательные усилия восходящих держав по созданию параллельной многосторонней архитектуры, которая обходит стороной либеральный порядок и, скорее всего, самым фундаментальным образом изменит международную политику и экономику.

Последним и самым наглядным примером такой динамики стал новый Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Asia Infrastructure Investment Bank, AIIB), цель которого заключается в создании альтернативы традиционным и широко известным бреттон-вудским институтам. Идею создания такого банка выдвинул Пекин, и, вероятно, он останется под прочным контролем Китая. Индия и еще 20 развивающихся стран подписались под этой идеей, став членами-учредителями Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

В.Путин принимает участие в саммите ШОС в Душанбе


Но AIIB — лишь один из многих возникающих сегодня институтов, которые действуют в обход установленного Западом порядка и, как свидетельствует проведенное недавно всестороннее исследование этих тенденций, «дополняют существующие институты либо действуют параллельно им, редко бросая этим институтам прямой вызов». Есть и другие примеры, скажем, политические организации, такие как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), механизм БРИКС, проекты развития типа китайского «Нового Шелкового пути», и экономические объединения, например, «Региональное всестороннее экономическое партнерство». Список можно продолжить.

Являются ли данные институты идеальной заменой многосторонним организациям либерального мирового порядка во главе с Западом? Нет, не являются, но почему нам кажется, что они должны быть таковыми? Настолько ли они велики и влиятельны, как институты, действующие под западным руководством, которые зачастую существуют свыше полувека? Конечно, нет, однако в большинстве случаев это не мешает им привлекать в свои ряды критическую массу членов.

Вопрос не в том, могут ли эти институты «заменить» элементы непрочного мирового порядка в эпоху глобализации, а в том, развиваются ли они такими темпами, в таком направлении и с такой целеустремленностью, что это позволит им создать весомую альтернативу в предстоящие лет десять или около того. Мы думаем, что ответ на этот вопрос решительный и наглядно утвердительный. Такое будущее с «миром без Запада» наступает гораздо быстрее, чем ожидало большинство из нас, и его приход ускоряет хмельная смесь из реальности и представлений о том, что глобальный финансовый кризис форсировал «подъем остальных», который на то время уже начался.

Соединенные Штаты потеряли драгоценное время, и теперь им придется очень быстро переключать интеллектуальные передачи. Самым важным первым шагом должен стать отказ от ложной дихотомической концепции, согласно которой подъем Китая неизбежно заставит его либо присоединиться к господствующей системе, став ответственным и заинтересованным ее участником, либо бросить прямой вызов мировому порядку, что может даже привести к войне между ведущими державами. Но в ближайшее десятилетие мало шансов на любой из этих исходов, и взгляд на них как на два края непрерывного спектра мешает заметить появление «мира без Запада».

Американским стратегам также придется признать, что тот либеральный мировой порядок, о защите которого постоянно твердят американцы, это скорее желаемое, чем действительное. Мы говорим это не для того, чтобы принизить важность построения открытой и основанной на правилах международной системы, а чтобы показать, что такая система практически не существует за пределами узких географических и весьма спорных сфер. Великая американская миссия 21-го века состоит не в укреплении или починке существующей надежной архитектуры, а в том, чтобы продолжать едва начавшееся ее строительство. Поскольку «мир без Запада» начинает играть все более заметную роль в международной политике, Вашингтон не может больше почивать на лаврах сформировавшихся после Второй мировой войны институтов, которым более полувека. Чтобы соответствовать ниспровергающему существующий порядок новаторству восходящих держав, нужно гораздо больше инициативности.

Тем временем, Соединенным Штатам придется напряженно думать о том, как реагировать на институты, не входящие в западную систему. До настоящего времени Вашингтон и его союзники с легкостью и пренебрежением махали рукой на такие организации как БРИКС и ШОС, называя их непоследовательными и бесполезными. Но такого отношения сегодня уже недостаточно, поскольку находящиеся на подъеме державы накапливают серьезное влияние и возможности.

Вашингтон в ответ должен использовать в сочетании следующие варианты действий:

Во-первых, сделать глубокий вдох и не противиться тем не западным инициативам, которые соответствуют интересам США. Не все организации во главе с китайцами изначально представляют угрозу для Соединенных Штатов, и Вашингтону вряд ли полезно и выгодно постоянно противодействовать усилиям Пекина и его союзников по оказанию внешней помощи в сфере экономики и безопасности.

Во-вторых, если Соединенные Штаты все же решат противодействовать китайским инициативам, они должны делать это открыто и предельно четко объяснять причины — ведь слухи о том, что США за кулисами проводят тайное лоббирование против Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, лишь затмевают вполне законные озабоченности администрации Обамы и подпитывают сюжетную линию СМИ об упрямом американском обструкционизме. В следующий раз американским официальным лицам лучше открыто объяснить позицию США и выступить в ее защиту, поскольку в случае с AIIB позицию Америки поддержало немало ведущих стран региона, включая Австралию, Японию и Южную Корею.

В-третьих, надо подумать о том, как воздействовать на эти организации изнутри. У Пекина вошло в привычку осуществлять проникновение в международные организации и находить пути и способы для управления ими, а при необходимости и тормозить их деятельность. Вашингтону и его союзникам надо делать то же самое, даже в такой организации как ШОС, которая может быть отвратительной в плане соблюдения норм и стандартов.

И наконец, Вашингтон должен проявить готовность и желание участвовать в торге и соперничестве между институтами. В связи с усилением «мира без Запада» надо на время отказаться от навязчивой мечты об общепризнанном и легитимном либеральном порядке, которая появилась после холодной войны. Вместо этого Соединенные Штаты должны стремиться к созданию и расширению объединений и очагов экономического и политического либерализма, когда для этого появляются оптимальные возможности. А это означает взаимодействие с государствами-единомышленниками и отказ от разглагольствований о том, что США не могут отстаивать и продвигать свои интересы, а также решать серьезные проблемы без содействия Китая и прочих восходящих держав. В некоторых вопросах (таких как изменения климата, где важно участие всех), видимо, так оно и есть. Но в большинстве других вопросов можно обойтись и без Пекина.

Еще давно Томас Кун (Thomas Kuhn) учил нас, что системы воззрений умирают тяжело. В данном случае будем надеяться, что совершенно явное возникновение «мира без Запада» станет, наконец, для нас сигналом побудки и укажет, что пора отказаться от традиционных представлений о тех выборах, с которыми сталкиваются державы на подъеме. Соединенные Штаты не могут пассивно сидеть и ждать, когда Китай присоединится к либеральному порядку либо же бросит ему вызов — ведь на самом деле, Пекин постепенно создает альтернативный порядок.

Наазнин Барма — доцент факультета проблем национальной безопасности школы повышения квалификации офицерских кадров ВМС.
Илай Ратнер — старший научный сотрудник и заместитель директора Программы безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона в Центре новой американской безопасности (Center for a New American Security).
Стивен Вебер — профессор Калифорнийского университета в Беркли, работающий на кафедре политологии и на факультете информатики этого вуза.

Изложенные в статье взгляды принадлежат исключительно ее авторам.

Обсуждение
Комментариев: 46
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
a
aminvest
13 ноября 2014, 10:32
Ну конечно! А с Россией-то путинской чего отношаться? Китай и Штаты - два лидера нашего века.
i
iprit
13 ноября 2014, 10:55
Китай и Штаты - два лидера нашего века Один лидер в космос до сих пор летает на советских КК, другой на советских двигателях. По истине это две страны сверхвысоких технологий, завтра ближайшие звезды осваивать будут под чутким присмотром амина-веста.
в
варвар1
13 ноября 2014, 11:19
Китай и Штаты - два лидера нашего века. Но прораб должен быть один.
a
aminvest
13 ноября 2014, 11:20
Ну не этот же, маленький?
РГ
Ретро Град
13 ноября 2014, 11:28
представил прораба Меркель в каске - заржал!
Ё
Ёцы
13 ноября 2014, 12:32
Но с большим!
y
ykuzmenko73
13 ноября 2014, 12:12
опять тупая тварь амнивест засветился иди удавись
F
FastNick
13 ноября 2014, 13:09
Снимаю шляпу перед таким психофеноменом! ГОД сюда не заглядывал! Почти все собеседники здесь уже другие, а Вы, мадам, все также торчите со своими однотипными мессагами в начале любой темы! Вы достойны книги рекордов Гиннеса! За выдающиеся достижения в области тупого унылого троллинга! Неужели за год не нашлось НИ ОДНОГО мужика, которого Вы бы заинтересовали? Все так плохо? Или в Вашу лечебницу мужчин не пускают?
Х
Херсонский
13 ноября 2014, 10:42
Добро пожаловать в мир без Запада? Зачем обижать Запад? Пусть будет, но в пропорции с реальной экономической и военной мощи.
S
SirPersival
13 ноября 2014, 11:26
А поутру оне проснулись... Поражает еще и такое обстоятельство, что у США абсолютно не позитивная повестка дня. В то время, как Китай и другие страны БРИКС и ЮВА нацелены на позитивное развитие, в США преобладают только мнимые страхи подрыва их безопасности. В целом, вы заметили, что все действия США на международной арене обусловлены только их страхом перед окружающей реальностью и гипотетическими вызовами? Это совершенно неконструктивная позиция, ведущая США в тупик.
A
Adekvat
13 ноября 2014, 12:40
Кругом враги, посягающие на наши ценности... Ничего не напоминает?
М
Мальвина
13 ноября 2014, 13:05
преобладают только мнимые страхи Мне кажется, что вы ошибаетесь. Амеры последние десятилетия живут на ренту. А тут им светит реальность - лишиться средств для их не безбедной жизни. Тут заверешишь от страха.
k
kamaS
13 ноября 2014, 15:39
Пожалуй, следует согласиться с авторами статьи. Тут не страх.Здесь полное непонимание Америкой окружающего мира. Отсюда неверные оценки и выводы, и совершенно неадекватное поведение.
H
HABAR
13 ноября 2014, 16:15
Климакс.
АЕ
Андрей Е
13 ноября 2014, 11:40
"Во-первых, сделать глубокий вдох и не противиться" Это дельный совет для США во всех сферах! Ребят вы там беднеете-разваливаетесь и теряете власть. Смиритесь уже - ведичие США уходит в прошлое, это исторический факт!
вн
взяток не даю
13 ноября 2014, 11:41
Да, Обамыч нынче опозорился. То стол стилизованный под российский флаг, то групповое фото, где Обама стоит не в центре, а где то с краю. Тем временем весь мир обсуждает галантный поступок Путина, а китаянки запели "хочу такого как Путин".
кб
карабас барабас
13 ноября 2014, 11:49
стратеги хреновы Ни одного слова в статье Россия, вот стратеги. Так пендосы далеко пойдут
АЕ
Андрей Е
13 ноября 2014, 12:06
За-то там есть слова "Япония", "Австралия" и "Южная коррея" :-) Типа это важные слова которые сами по собственной инициативе и без принуждения поддерживают слово "США" супротив "Китая".
13 ноября 2014, 12:29
если вдуматься, - это не так уж и плохо...
A
AS
13 ноября 2014, 15:26
Мудрое замечание - не всегда полезно леть в первый ряд. К сожалению, амеры о нас не забывают, а только делают вид...
A
Adekvat
13 ноября 2014, 12:44
Вот хамы А ведь Россия специально для праздника брюликами(наращивание военпрома) обвесилась, скандал закатила, украла пару серебряных ложек сервиза.
k
kamaS
13 ноября 2014, 15:41
Она еще и морду соседу набила))
13 ноября 2014, 12:34
... из протоколов российско - китайского симпозиума по культурному обмену: п.18b - Хранящийся в запасниках Исторического Музея экспонат "ботинок Н.С.Хрущева модели "Мы вас похороним" - передать китайской стороне по просьбе последней.
K
Kifer
13 ноября 2014, 12:42
вполне здравый подход только, боюсь, поздновато спохватились. да и расклад сил меняется гораздо быстрее чем думают местами твердолобые аналитики в Вашингтоне... не, конечно можно побряцать оружием, побомбить тут и там, подушить санкциями. а тем временем Китай как курочка, по зёрнышку, склёвывает всю былую нефтедоллароволиберальномилитаристскоамериканскую исключительность...
ФП
Фанклуб Псаки
13 ноября 2014, 13:11
похоже, это конец американского империализма и гегемонии но интересно, поведется ли Китай на предложение амеров рулить миром на двоих (если эти двое будут так же подгонять международное право и порядок под свои интересы, как это делали США после развала СССР, то в итоге скорее всего получится такая же несбалансированная система, как и однополярный мир) или выступит за многополярный мир.
СВ
Строитель Вася
13 ноября 2014, 15:24
но интересно, поведется ли Китай на предложение амеров рулить миром на двоих. Не, не поведется. Пекин, в отличии от Фашингтона это многотысячелетний институт власти и депломатии. Они очень традиционны. Зачем ему никчемная, зажравшаяся, погрязшая во лжи Дерьмократия, в которую притом надо вливать "Бабло", когда к тебе в союзники идет сосед с 1-м ядерным потенциалом, сравнительно небольшой армией, унизившей все "Нато", всмысле эти вояки обосрались, уж простите, по другому не сказать и даже не дернулись. Притом Россия еще и с энергоресурсами и с деньгами, а главное Пекин и Москва, всегда уважали друг друга, Китай всегда был добрым соседом, были конечно размолвки, но мы всегда в тяжелые времена стояли на одной стороне истории.
b
buddab
13 ноября 2014, 13:21
Вообще, стоило бы поучиться у Китая умению трансформировать мировой порядок, не вступая с ним в прямую конфронтацию. То, что Вашингтону не удалось сделать в отношении Пекина, у него отлично получилось в отношении Москвы. Американцы таки смогли столкнуть Кремль на путь прямой конфронтации, на котором у России практически нет шансов победить из-за огромной разницы в весовых категориях.
v
vb77
13 ноября 2014, 14:03
? а что вы называете прямой конфронтацией? нет у нас с сша того. о чем вы так мечтаете...и никто этого не хочет. ядерную войну хотите? здесь у нас равные шансы. у японии была когда-то 2-я экономика, и что? как никто с ней не считался, так и не считается! а с нами вынуждены все больше считаться. надоели эти тупые либералразводки, придумайте что-нибудь новое, г-н баодуб...
k
kamaS
13 ноября 2014, 15:49
buddab Опять вы меня удивляете своими выводами. России просто не оставили иного выхода кроме как вступить в конфронтацию. А загнать противника в безвыходное положение, кроме борьбы, и обходить его стороной (как с Китаем) - это две большие разницы.
A
ArthurFelix
13 ноября 2014, 13:22
В конечном итоге, даже если американо-китайские отношения пойдут в нужном для Америки русле, Белый Дом захочет доминировать над Китаем, прогнув его под свои интересы, так и будет рано или поздно. С Евросоюзом, понится Америка так же начинала разговоры, о сотрудничестве, а догло до того, что ЕС не в силах принять самостоятельное решение и вынужден прогибаться под интересы Белого Дома. Я думаю в Китае ясно понимают чего хотят штаты и именно поэтому китайское внимание направлено в российскую сторону, как на перспективный рынок и надежного друга.
АЕ
Андрей Е
13 ноября 2014, 16:49
Так очевидно же Ворота в крепость открыла 5-я колонна... А колонну эту шантажом с прослушкой в момент создали. Кто из нас безгрешен? Кто из политиков не держится за тёплое место? Ониж как только что скажут за Россию хорошего, через неделю буквально начинают яростоно тяфкать. А с Китаем такая штука не прошла. Там своих ГБшников хватает, чтобы под страхом расстрела руководство своии низменные страсти в узде держало. А в России слишком хороша ФСБ в плане защиты линий и шифровки каналов, круче штатов по моему по этой дорожке ушли.
1
1945
13 ноября 2014, 13:32
Как насчет связки ЕС-Россия? Европа получила ряд неприятных ударов со стороны США. Должны включиться защитные механизмы, заработать иммунитет от "союзника". А став более самостоятельной, Европа обречена на развитие отношений с Россией - своим важным поставщиком и рынком сбыта.
ФП
Фанклуб Псаки
13 ноября 2014, 15:03
не беспокойтесь как раз для того, чтобы этот иммунитет подавить, в Европу взяли такие страны, как Польша, Эстония, Литва и Латвия, которые в один голос пищат о том, как же они без Америки пропадут. ну и плюс вся европейская политическая система выстроена таким образом, чтобы нелояльные американцам политики выпихиваются их политической жизни на обочину (неполживыми журналистами, организаторами разных модных конференций, всякими фондами за демократию с торчащими ушами госдепа и тп). кроме того Европа привыкла полагаться на США в плане вооружений и защиты. и это только то, что находится на виду и очевидно. а зная характер США и то, что они творили в странах центральной америки каких-то 30-35 лет назад (операция Кондор), я не удивлюсь, если ради удержания Европы в своей орбите при необходимости штатами будут задействованы всяческие тайные и силовые механизмы. существует целая система по подавлению европейского иммунитета перед американской оккупацией. и пока эта система работает настолько хорошо, что нет необходимости даже убивать неугодных политиков, как это делалось в Южной Америке.
1
1945
13 ноября 2014, 15:20
при необходимости штатами будут задействованы всяческие тайные и силовые механизмы Отчасти они уже задействованы, хотя далеко не на полную мощь (прослушка, экономическое и политическое давление). Но переход от положительных стимулов (сотрудничество, защита) к отрицательным (подавлению) принципиально изменит характер отношений с союзнических на имперские. Сам этот переход сделает неизбежным раскол. США с населением 300 млн не смогут долго подавлять Европу с населением 500 млн
B
BB_v2612beta
13 ноября 2014, 19:10
Ну да, ну да. По историческим меркам будет недолго - лет двести-триста.
c
const
13 ноября 2014, 13:43
Они могут либо приспособиться к этому мировому порядку, влившись в него, либо бросить ему вызов. (...) Такая логика лежит в основе американской стратегии распределения рисков в отношениях с Китаем на протяжении двадцати с лишним лет. Фишка в том, что как западый. так и исламский мир руководствуются Аристотелевой логикой, одна из основ которой - "принцип исключенного третьего". А в китайской и индийской логике этот принцип напрочь отсутствует...
S
SirPersival
13 ноября 2014, 16:11
Отлично сказано!
T
Tengu
13 ноября 2014, 16:26
Другими словами, "западная демократия не срабатывает там где нет запада" (с) не мой.
c
const
13 ноября 2014, 13:50
aminvest:Ну конечно! А с Россией-то путинской чего отношаться? Китай и Штаты - два лидера нашего века. Так-то оно так... Только вот есть нелидер Россия. которая их обоих может стереть с карты... Вопрос в том, что Россия этого не хочет - пока. Китайцы на сей счет не комплексуют - а у САСШистов явно комплексы недо...любленной (скажем так) барышни: - а как называется мужчина, кторый может, но не хочет? - Да сволочь он, просто сволочь!
Opozdavshiy
13 ноября 2014, 13:54
Добро пожаловать в мир без Запада... А по-моему, все это лирика. Нам, Россси, давно пора перстать комплексовать и рефлексировать на предмет "а что такое там думает США и ихняя ФРС...". Не потому что это не важно. А потому что предельно ясно, что эти ребята думают. Надо просто делать свое дело, играть свою игру. Четко как китайцы сейчас. Между прочим в начале пятидесятых годов в политических дискуссиях в Китае Мао говорил именно такое - учиться у СССР работать, а не гадать, что думают в США, Англии или Франции. Чем полезна существующая ситуация для России? Она очень полезна именно тем, что позволяет нам стряхнуть с себя обрывки тех идеологических и интеллектуальных веревок и канатов, которыми Запад опутал и спеленал госмашину России и ее социум. После всех мелких и крупных подлостей и предательств, после глобального вранья и хамства, всевозможных "санкций", мы уже ничем не обязаны ни ЕС ни США. И можем вздохнгуть свободнее. Ясно, что долларовая удавка еще на шее. Но мы уже поняли, что это именно удавка. Нам уже ясно, что бандитские алгоритмы международной жизни, названные "либеральным порядком" и "продвижением демократических ценностей" являются просто наглым разбоем. И вот это очень простое, но, как это ни стыдно признать, новое для нас знание - наша главная победа и главное наше завоевание за посление 20 лет.
k
kamaS
13 ноября 2014, 16:10
Opozdavshiy Восхищение западной цивилизацией появилось у нас не сегодня и не вчера. Это в глубь веков уходит. И тут, пожалуй, уже ничего не исправишь. Ну что поделать, если Запад всегда жил богаче, упорядочено, организовано, чем мы. И в сравнении с Западом Россия всегда выглядела не очень. Отсюда бездумная идеализация Запада и желание перестроить Россию на западный манер. Отсюда и обратная реакция - полная неприятие Запада и возвеличивание России. А на самом деле Запад - это Запад, а Россия - это Россия. Запад ни чем не лучше и не хуже России. Он просто другой. Со своими сильными сторонами и слабостями. Так же как и Россия.
T
Tengu
13 ноября 2014, 16:54
"...в сравнении с Западом Россия всегда выглядела не очень." Не соглашусь с Вами. Не большая выдержка из письма Анны Ярославовны (дочки Ярослава Мудрого) отцу из Парижу. Это не цитата, передаю общий смысл современным языком. "Папенька, за что ж ты меня в эту .опу сослал? Города здесь грязные, церкви мрачные, нравы просто ужасны. Французы не моются. Вообще. Папенька, ты не представляешь как они воняют!" Так что были времена когда Россия выглядела очень даже цивильно. Но с приходом Романовых и появлением института крепостничества, у нас многое изменилось :(
A
Antifa
13 ноября 2014, 15:09
Советник по национальной безопасности Сьюзан Райс (Susan Rice), не успев приземлиться в сентябре в пекинском аэропорту, вышла в Твиттер и до сих пор не вернулась
1
1945
13 ноября 2014, 15:23
вероятно, она распространяет детскую порнографию и способы самоубийств и изготовления наркотиков в домашних условиях
Владимир
13 ноября 2014, 16:03
Забавно, не правда ли, писать от себя свое выдуманное по заказу заокеанских повелителей. Впрочем Владимиру Путину сия украинская сатира нисколько не вредит, и даже на шарже этом он выглядит весьма безобидным и милым, а вот ж/б бабочка явно маловата :). • ССЫЛКА: www.go2life.net/caricature/630-putin-caricature-butterfly.html Карикатура на Путина: украинцам не терпится щелкнуть президента по носу
ВЫ
Весельчак Ы
13 ноября 2014, 22:16
Не понимаю озлобленности США и ЕС радоваться нужно уметь ,за других.А то от злобы можно зачахнуть как кащей над кучей зелёной бумаги.Сейчас это конечно пока ещё деньги ,но никто не может сказать что будет в политическом завтра.И это делается не для того чтобы насолить ФРС ,это естественный процесс исправления ошибок.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем