Основная часть публикаций была связана с активизацией российской политики на ближневосточном направлении, в частности, в Сирии. В конце прошлой недели сирийский министр иностранных дел Валид аль-Муаллим заявил, что оружейные контракты его страны с Россией находятся на одобрении у Кремля, и в скором времени Сирия получит долгожданный комплекс С-300 и другие виды оружия для борьбы с боевиками ИГИЛ и для того, чтобы «быть готовой отразить американскую агрессию».
Глава сирийского МИД также опроверг появлявшиеся ранее сообщения о том, что Сирия просила у России в долг один миллиард долларов, заявив, что его стране вполне хватает «иранских кредитов».
СМИ не могли не отметить, что российские официальные лица на этот раз никак не прокомментировали заявления Валида аль-Муаллима. Между тем, в мае 2013 года, когда та же информация поступила от президента Сирии Башара Асада, Москва незамедлительно ее опровергла, не побоявшись повредить репутации своего основного ближневосточного союзника. Ее нынешнее молчание, по мнению автора статьи в эмиратской al-Bayan (10.11), связано с тем, что она не хочет доводить конфронтацию с США до предела. Скорее всего, никаких поставок комплекса С-300 в ближайшее время не будет. Москва не только не хочет портить отношения с Америкой, но и опасается, что ЗРК попадет в руки боевиков ИГИЛ. В то же время, публичное заявление аль-Муаллима о том, что Сирия рассчитывает когда-нибудь получить этот комплекс, является предостережением Западу.
Сообщалось о визитах в Москву председателя прогрессивно-социалистической партии Ливана Валида Джумблата и делегации сирийской оппозиции во главе с Муазом аль-Хатыбом. При этом предпринимались попытки провести параллели между этими двумя визитами, что категорически отрицали ливанские и сирийские источники.
На встрече с сирийской оппозицией российским дипломатам, видимо, удалось добиться некоторого взаимопонимания, потому что арабские СМИ стали писать об активизации роли России как посредника в возможных переговорах между сирийским режимом и оппозицией. Этот вывод подтверждался заявлением Сергея Лаврова в Пекине после встречи с Джоном Керри о том, что Россия все еще надеется реализовать положения Женевских договоренностей.
По мнению сирийской прессы, Россия намерена всерьез взяться за сирийскую проблему после проведения переговоров «шестерки» с Ираном 24 ноября. Сирийская al-Watan (11.11) пишет, что российскую политику в Сирии с начала кризиса в 2011 году можно считать успешной. На сегодняшний день ей удалось, во-первых, доказать провал американской ближневосточной стратегии, а во-вторых, убедить США перестать рассматривать Сирию как основную региональную угрозу и отказаться от требования считать сирийскую оппозицию единственным представителем сирийского народа.
В то же время катарская al-Watan (12.11) отметила «смягчение» российской позиции, поскольку Москва больше не настаивает на том, чтобы Асад оставался во главе сирийского государства, и именно этими изменениями в позиции России объясняется визит сирийских оппозиционеров в Москву.
На протяжении всей недели газеты цитировали представителей Украины и западных стран, выступавших с обвинениями в нарушении минских соглашений со стороны России, которая поставляет украинским ополченцам военную технику и регулярно переводит на территорию Украины свои войска.
Ливанская as-Safir (7.11) предположила, что выборы 2 ноября в Донбассе станут причиной разрастания кризиса в отношениях России и стран Запада и будут способствовать будущему расколу Украины. Автор статьи считает, что идущая в настоящее время холодная война имеет все шансы переродиться в «горячую». По его мнению, и США, и Россия это прекрасно осознают и, «играя мускулами», готовятся к расколу Украины, хотя и выступают на словах за ее единство.
В связи с украинским кризисом сообщалось о двусторонней встрече Владимира Путина с премьер-министром Австралии Тони Эбботом на полях саммита АТЭС, во время которой они обсудили ход расследования крушения малазийского боинга над Украиной. Отмечалось, что встреча прошла мирно, хотя ранее австралийский премьер обещал «взять Путина за грудки», а Дмитрий Медведев в этой связи напомнил, что у Путина имеется черный пояс по каратэ.
СМИ проинформировали о решении России не участвовать в ядерном саммите, который будет проводиться по инициативе Барака Обамы в США в 2016 году, поставив, таким образом, под сомнение роль Вашингтона как основного посредника в этой сфере. Сообщалось, что Россия, «пока страны Запада никак не могут договориться с Ираном по его ядерной программе» (as-Safir, 12.11), подписала с Тегераном во вторник контракт на строительство новых атомных реакторов в Бушере.
Иракская Al-Mada (9.10) посвятила статью Умару Аш-Шишани. Автор отмечает, что в последнее время этот полевой командир ИГИЛ часто угрожает России и лично Владимиру Путину начать джихад за создание исламского государства на российской территории, и приходит к выводу, что Россия, позиционирующая себя как альтернативу Западу, также стала одной из целей исламистов наравне с США и странами Европы.
Катарская al-Watan (8.11) опубликовала статью Дмитрия Тренина «Российская проблема великодержавности». В ней директор Московского центра Карнеги указывает на недостаток у России реальной экономической мощи для того, чтобы стать мировой державой. Он пишет, что на самом деле «мир движется в сторону новой двуполярности, на сей раз, между Соединенными Штатами и Китаем», а не Россией, и призывает президента Путина, которого он считает самым успешным современным политиком в мире, подумать об этой проблеме.
Коротко сообщалось о подписании соглашения между Газпромом и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о поставках природного газа, что со временем должно превратить Китай в крупнейшего импортера российского газа. Египетская al-Wafd (10.11) привела мнение авторов американской The New York Times об этой сделке (http://www.nytimes.com/2014/11/09/world/vladimir-putin-xi-jinping-form-closer-ties.html?_r=0), согласно которому все большее сближение России и Китая как в политике, так и в экономике, создает новую угрозу для США и Европы.
В то же время, как отмечает газета al-Bayan (11.11), Китай совершенно не намерен отказываться от своих экономических отношений со странами Европы. Россия для него является скорее основным стратегическим партнером в борьбе с политическим влиянием США.
В прессе писали о торжествах по случаю 25-летней годовщины падения Берлинской стены, на которых присутствовал Михаил Горбачев. Его речь стала поводом для очередного анализа российско-американских отношений. Ливанская as-Safir (10.11) пишет, что сегодняшняя российская политика — это ответная реакция на действия США по созданию однополярного мира. Конфронтация между Россией и Америкой привела к тому, что сегодня в мире воздвигается сразу несколько «берлинских стен», и, к сожалению, в обозримом будущем вряд ли появится «новый Горбачев», чтобы их разрушить.