Все уже привыкли к новостям, что на стороне Исламского Халифата сражаются тысячи молодых исламистов из Европы. Но есть и другое явление. Так как ни армии западных государств, ни западные частные военные компании не торопятся ввязываться в наземные боевые действия против Исламского Халифата в Ираке и Сирии, то дело в свои руки берут добровольцы из США и Европы. Возрождаются знаменитые интербригады, но уже против исламистов. Пока численность западных добровольцев низка: против Халифата с оружием в руках в Сирии и Ираке воюют не более нескольких десятков человек, но лиха беда начало.
Да и не все готовы раскрывать свои личности для средств массовой информации и становиться публичными персонажами. Впрочем, некоторые добровольцы на это пошли и стали на Западе и Ближнем Востоке настоящими медиа-звездами.
Джереми Вудард — ветеран войны в Ираке и Афганистане, родом из Миссисипи. Демобилизовался в 2012 году. Не смог смотреть спокойно на массовые казни, устраиваемые Халифатом, и своими силами добрался до Сирии. В октябре уже активно сражался плечом к плечу с курдами против исламистов.
Брайан Вильсон — ветеран войны в Ираке. 43 года. Родом из Огайо. Сражается с октября против исламистов восточнее Кобане. Был воодушевлен смелостью курдов, в одиночку воюющих против исламистов.
Джордан Мэтсон — бывший военнослужащий армии США. 28 лет. Родом из Висконсина. Религиозен. Не мог спокойно смотреть на массовые убийства христиан на Ближнем Востоке. Влился в курдские «Отряды народной самообороны».
Джилл Розенберг. 31 год. Репатриировалась в Израиль из Канады в 2006 году, оставив карьеру пилота гражданской авиации, была зачислена в поисково-спасательное подразделение ЦАХАЛа. За телефонное мошенничество была арестована в 2009 году по запросу ФБР и три года провела в тюрьме в США. В этом году Розенберг обратилась к курдам через социальную сеть Facebook и попросила разрешения вступить в курдские «Отряды народной самообороны». Контрабандисты помогли ей пересечь иракско-сирийскую границу. «Курды — наши братья, это хороший народ», — заявила Розенберг. В ноябре Джилл была уже в Сирии в создаваемой интербригаде западных добровольцев (единственная женщина и еврейка среди них) и выкладывала в интернет свои фотографии с мест событий.
В конце октября в США задержали 22-летнего действующего английского морпеха из 45 Commando Royal Marines, который после официальных совместных учений англичан и американцев в США взял отпуск и отправился в Турцию, скорее всего, чтобы присоединиться к борьбе с исламистами в частном порядке, так как он состоял в переписке с курдскими группировками в Ираке и Турции.
В октябре стало известно, что трое голландских байкеров (бывшие военнослужащие) из клуба No Surrender в Амстердаме отправились воевать с боевиками Исламского Халифата на севере Ирака в районе города Мосул. Преследовать дома в Голландии по возвращению их не будут. «Раньше вступление в ряды иностранных вооруженных формирований наказывалось, но теперь — нет, — пояснил 14 октября пресс-секретарь генпрокуратуры Вим де Брюн. — Хотя в любом случае они не имеют права воевать против Нидерландов». По его словам, наказание их может ожидать лишь в случае, если будет доказано, что байкеры кого-то пытали или участвовали в изнасиловании. «Но доказать подобное будет крайне сложно», — отметил де Брюн.
Из всех указанных добровольцев Джордан Мэтсон получил наибольшую известность в СМИ и стал лицом первой западной интербригады «Львы Роджавы» или «Львы Запада». Роджава — это общее название для северных и северо-восточных регионов Сирии, населенных преимущественно курдами, а буквально переводится как «запад». Именно этот отряд стал точкой вербовки в курдские «Отряды народной самообороны», но в связи с потоком желающих сражаться он был выделен в отдельное подразделение, и именно туда в итоге стали попадать западные добровольцы из США, Великобритании, Германии, Австрии, Швеции, Канады и других стран.
Пример горстки реальных добровольцев из «Львов Запада» оказался заразительным. Была заложена база для наращивания численности интербригады. Обычно в таких случаях в течение 2-3 месяцев устанавливаются каналы доставки добровольцев в отряд и решаются вопросы со снабжением. Желающих на Западе воевать против исламистов много. Как минимум сотни, по признанию Мэтсона, который после ранения занимается в том числе организационными вопросами. Люди продают дома, увольняются с работы, ищут безопасные способы добраться до мест боевых действий в Ираке и Сирии.
Особенное рвение высказывают американские ветераны недавних войн, которые рассматривают появление Исламского Халифата как аналог поражения США во Вьетнаме и недовольны, что жертвы и гибель их братьев по оружию в Ираке в предыдущих войнах были напрасны. Но есть и другие иностранцы, включая даже граждан стран Южной Америки, основная мотивация для которых — спасение христиан Ближнего Востока, если сами христианские государства в мире ничего не делают для спасения единоверцев.
Кроме того, в Сирию и Ирак едут воевать европейцы курдского происхождения. По словам президента Национальной курдской ассоциации Швеции Сусанны Гувен, только в сентябре около 200 шведских курдов уехали из страны на войну с Халифатом. Также сотнями едут на войну курды из Норвегии, Дании и Германии.
Большую огласку получила история байкеров из кельнского клуба «Мидийская империя», которые отправились в Кобане. Мотоклуб «Мидийская империя» был организован проживающими в Германии курдами в конце 2011 года, а свое громкое название получил в честь древних мидийцев.
Активно, как минимум десятками, едут и курды из Великобритании. Британский премьер Дэвид Кэмерон был даже вынужден сделать заявление, что Великобритания не против такого добровольческого явления, но не хотела бы, чтобы оно приняло большой размах. Преследовать вернувшихся добровольцев, если они воевали против Халифата, силовые структуры Великобритании не намерены.
Поддержку получает и христианская группировка «Суторо» в Сирии. В ее рядах сегодня воюют до 20 европейцев (немцы, шведы и швейцарцы), в основном курдского происхождения. Христиане Запада, даже если они не едут сражаться лично, ищут пути финансирования данной группировки. По мнению многих западных комментаторов в интернете, Запад должен поддерживать именно эту христианскую группировку, а не Свободную Сирийскую Армию и прочих «умеренных» исламистов в борьбе против радикального Халифата.
Еще летом Масуд Барзани, глава Иракского Курдистана, заявил, что он поддержит создание отрядов христианских добровольцев, которые будут воевать рядом с курдскими подразделениями против Халифата.
Идею формирования вооруженного сопротивления христиан на Ближнем Востоке в интервью Vatican insider поддержал и католикос-патриарх Ассирийской церкви Востока Мар Дынха IV: «Наша Церковь поддерживает стремление христиан защитить себя в конкретных обстоятельствах. Христос учит нас быть мирными, не нападать на врагов. Но это правильно, когда молодые люди берут в руки оружие только для того, чтобы оградить от нападений себя и свои семьи». Папу же Римского многие из граждан Запада критикуют за бездействие во времена массового истребления христиан на Ближнем Востоке.
Идея создания новых интербригад также обсуждается среди социалистов Запада. Кто-то проводит прямые исторические параллели между войной с мракобесием фашизма в Испании и войной с мракобесием религиозных радикалов Халифата, тем более, что многие курдские группировки считают себя социалистами и близки по политическим воззрениям западным товарищам. Основной аргумент западных социалистов против добровольческой поддержки курдов в Сирии и Ираке — тот факт, что сегодня, по их мнению, на стороне курдов воюют ВВС и военные инструкторы «империалистических» США и Великобритании.
Так или иначе, пока идут споры, «Львы Роджавы» являются первой западной анти-исламистской интербригадой и точкой притяжения в первую очередь для ветеранов, прошедших Ирак и Афганистан. Если ситуация коренным образом не изменится, то к весне следующего года есть все шансы увидеть уже более многочисленную западную интербригаду добровольцев в действии на фронтах Ирака и Сирии.