Заявление о более тесном российско-китайском военном сотрудничестве — это явный признак того, что геополитическое противостояние накаляется из-за нежелания России и Китая смириться с мировым превосходством США.
Россия в самый разгар кризиса на Украине стремится продемонстрировать Западу свои варианты развития событий и наличие нового сильного союзника в лице Китая. У Китая также есть серьезные основания для противостояния США. Китайцев изрядно возмутила нашумевшая «переориентация Америки в сторону Азии», в том числе размещение 60% военно-морских сил США в Тихом океане. Одна из слабых сторон Китая в его попытках противодействовать господству Америки в азиатско-тихоокеанском регионе состоит в том, что у него в этом регионе мало явных союзников. И, наоборот, у США есть договоры о вооруженных силах с Японией и Южной Кореей, и они поддерживают тесные связи с рядом стран Юго-Восточной Азии. Но, как бы то ни было, сближаясь с русскими, китайцы, возможно, создают свой собственный мощный альянс.
Однако лишь время покажет, насколько серьезны эти связи. Хотя два заявления, сделанные министром обороны России Сергеем Шойгу, прозвучали особенно привлекательно. Во-первых, его высказывание о том, что Россия и Китай намереваются сформировать «региональную систему коллективной безопасности», наводит на мысль, что речь идет о возможном многообещающем соглашении, которое отнюдь не ограничится проведением периодических совместных морских учений. Договоры о «коллективной безопасности» означают серьезные намерения обеспечивать коллективную самооборону, как это делают в НАТО. Во-вторых, поразительное впечатление производит заявление о том, что Россия и Китай в следующем году проведут совместные морские учения в Средиземном море. Если мы увидим, как китайские морские силы патрулируют Средиземноморье, мы на самом деле почувствуем, что мир стал другим.
Хотя вполне понятно, почему русские и китайцы так к этому стремятся. И те, и другие серьезно обеспокоены расширением военного влияния Америки в мировых масштабах. То, что американские военно-морские силы находятся у китайских берегов — а войска стран НАТО в то же время стоят у российских границ — не может не вызывать недовольство. Поэтому, начиная военно-морские учения в глубоком тылу у Запада (хотя пока еще не в Карибском море), русские и китайцы, похоже, включаются в тщательно продуманную игру, затеянную с целью потеснить противника.
Правда, пока еще преждевременно утверждать, что речь идет о создании российско-китайского блока, полностью противостоящего Западу. На самом же деле похоже, что Китай умело играет на два фронта. Любопытно, что этот поворот лицом к России происходит всего лишь через неделю после сравнительно дружеской и плодотворной встречи президентов США и Китая, в результате которой был подписан важный договор о взаимном сокращении выбросов парниковых газов.
Вполне понятно, что США раздражают и Россию, и Китай. Точнее говоря, обе страны недовольны тем, что Америка не позволяет им господствовать в их собственных регионах. Они ощущают подспудный страх перед распространяемыми США демократическими принципами – отсюда и гневные высказывания российского министра обороны о том, что Америка поддерживает «цветные революции». Обе страны не приемлют проводимую США политику вмешательства в дела других государств и идею однополярного мира, что и заставляет их тратить огромные средства на вооружения в попытках ликвидировать разрыв в военной мощи.
Однако Россия гораздо слабее Китая. Ее экономика находится не в лучшем состоянии, а отношения России и США настолько ухудшились, что, в отличие от Китая, ей больше не приходится рассчитывать на партнерство с Америкой. В результате на переговорах в мае России пришлось согласиться поставлять в Китай газ по невыгодной для себя цене. К тому же, Китай теперь требует, чтобы Россия продавала ему высокотехнологическое оружие, которое раньше она продавать отказывалась.
Более того, Россия по-прежнему имеет серьезные опасения относительно дальнейших последствий развития Китая. Российский Дальний Восток богат природными ресурсами, плотность населения в регионе крайне низка, и значительные территории там были заселены китайцами еще в XIX веке. Разумеется, в ближайшем будущем можно ожидать восстановления дружеских отношений между странами. Однако впоследствии отношения эти могут испортиться.