Я никогда не считался приверженцем женского Движения за ядерное разоружение (Greenham Common). Будучи достаточно реакционным студентом, в 80-е годы я полагал, что выступать против размещения американских баз за рубежом и одновременно бороться с распространением ядерного оружия — дело ошибочное и безнадежное. Прошло тридцать лет, а в мире проблема борьбы за нераспространение ядерного оружия все еще остается актуальной.
Если раньше я думал, что ядерные боеголовки ни при каких условиях не будут применены, то сейчас у меня такой уверенности нет. Почему? На то есть три причины.
Во-первых, это связано с тем, что ядерное оружие появилось в таких нестабильных странах, как Пакистан и Северная Корея.
Во-вторых, в мире появляется все больше и больше предпосылок для возникновения конфликтов с применением ядерного оружия.
В-третьих, значительно возросла угроза применения ядерных вооружений со стороны России, что в последнее время является весьма тревожным фактором.
В последнее время мы все чаще и чаще слышим от наших российских коллег, как в приватных беседах, так и публичных, разного рода намеки на возможность применения российского ядерного арсенала. Пару недель назад, я стал свидетелем того, как один из российских политиков во время проведения частного семинара в Вашингтоне заявил аудитории, что «президент Путин обратил свой взор к ядерному арсеналу». Президент России, выступая перед российской аудиторией, сказал, что не следует забывать о том, что «Россия является одной из крупнейших ядерных держав».
На прошлой неделе газета «Правда», которая во времена холодной войны была рупором советской пропаганды, опубликовала статью под названием «Россия готовит ядерный сюрприз для НАТО». Издание отмечает, что впервые с начала XXI века Россия сравнялась с США по числу всех носителей ядерных вооружений в составе стратегических ядерных сил. Вместе с тем, по количеству тактического ядерного оружия, Россия значительно превосходит США.
«Что касается тактического ядерного оружия, то превосходство на стороне современной России. У нас тактического ядерного оружия даже больше, чем у американцев и НАТО вместе взятых. США и их западные союзники надеялись, что Россия никогда не встанет с колен, но она это сделала, и они об этом хорошо знают», — пишет издание.
Однако я сомневаюсь, что таким образом Москва пытается подкинуть идею российской ядерной угрозы западным политологам в качестве злободневной темы дня. Скорее всего, Россия, таким образом, отчаянно пытается предотвратить военные поставки Запада на Украину. И в этой игре Кремль посылает своим западным коллегам послание, что любая эскалация напряженности на Украине может спровоцировать ожесточенную реакцию со стороны Москвы и, кто знает, может быть, ситуация сложится таким образом, что Россия будет вынуждена применить ядерное тактическое оружие.
Похоже, что Путин взял на вооружение «теорию сумасшедшего» Ричарда Никсона. Главная мысль звучит так: «Наши враги должны осознавать, что мы безумны и непредсказуемы, имея при этом в своем распоряжении невероятную разрушительную силу, и поэтому страх заставит их подчиниться нашей воле».
Однако даже если предположить, что все комментарии по поводу того, что Россия может применить ядерное оружие является очередной выдумкой, по своей сути — они опасны. Логично, что если Запад хочет запугать россиян, то надо повышать уровень напряженности и рисковать.
Так, на прошлой неделе командующий войсками НАТО в Европе генерал Филип Бридлав (Philip Breedlove) заявил, что Россия отправила в Крым средства доставки ядерного оружия. «Несут ли они ядерное оружие, или нет, мы не знаем», — отметил генерал.
Надо иметь в виду, что в случае обострения конфликта на Украине возрастает опасность возникновения такой ситуации, когда Россия и НАТО могут неправильно истолковать намерения друг друга.
Специалисты, изучающие историю холодной войны, могут привести на этот счет множество неизвестных примеров, когда просчеты и ошибки военных могли привести мир на грань ядерной катастрофы. В недавнем докладе британского Королевского института международных отношений упоминается о нескольких инцидентах. В частности речь идет о том, что из-за ошибок компьютеров США и СССР несколько раз были на грани ядерной войны. К счастью, находились люди, которым хватило ума ее предотвратить.
Существование «горячей линии» между Москвой и Вашингтоном не может гарантировать, что обе стороны не совершат грубых ошибок. Любой неоднозначной шаг, в том числе и с ядерным оружием, может привести к непредсказуемым последствиям.
Поколение моих родителей научились жить с мыслью возможности применения атомной бомбы русскими. Но для моего поколения, сама идея ядерной войны больше похожа на фантастический фильм или кинокартину в жанре «черная комедия».
Однако ядерные арсеналы в мире после окончания холодной войны не были уничтожены. И, к сожалению, сейчас мы можем стать свидетелями возвращения в эпоху, когда ядерные угрозы больше не будут считаться научной фантастикой.