Беспорядки на Ближнем Востоке, спровоцированные противостоянием суннитов и шиитов, и подъем Исламского государства стали достаточно серьезной угрозой для национальной безопасности, чтобы обеспечить США заботами на ближайшее десятилетие. Однако с учетом того, что в настоящее время число американских советников в Ираке растет, а в интернете появляется все больше видеозаписей жестоких расправ, существует риск того, что Вашингтон снова вернется к внешней политике, чрезмерно сфокусированной на этом регионе.
Тем не менее, США продолжает преследовать свои ключевые интересы на Ближнем Востоке: безопасность Израиля, нераспространение ядерного оружия, беспрерывные поставки энергоресурсов и борьба с терроризмом. Однако нам не стоит упускать из внимания самую серьезную угрозу влиянию и лидерским позициям Америки за последнюю четверть века: Китай и Россия ведут себя как ревизионистские державы, пытающиеся подорвать основы существующего международного порядка, в том числе нарушить территориальные границы и расколоть союзы, существующие уже долгое время. Если не противостоять этой угрозе, мир снова разделится на сферы влияния, и возникнет постоянный риск конфликта между крупнейшими державами.
С момента распада Советского Союза внешняя политика США была основана на идее того, что крупные державы имеют общие интересы и борются с общими угрозами — или же что рано или поздно так и будет по мере того, как развивающиеся страны будут интегрироваться в глобальную экономику. В результате американские политики рассматривали Азию и Европу как стабильные и самодостаточные регионы, одинаково негативно относящиеся к диктатуре, недееспособным государствам и транснациональным угрозам на Ближнем Востоке.
Однако самым важным уроком нового тысячелетия стало то, что возглавляемый США мировой порядок не является ни общепризнанным, ни обязывающим, как ошибочно полагал Вашингтон. После того как глобальный финансовый кризис поставил под сомнение лидерские позиции США, Россия и Китай стали все чаще предпринимать шаги, свидетельствующие об их желании вести соревнование с США, в котором может быть только один победитель. Руководствуясь смесью высокомерия и исторических обид, оба эти государства перерисовываю карты своих регионов, захватывая новые территории и запугивая регулярно своих соседей демонстрацией своей силы.
В Европе Россия аннексировала Крым, что стало первым случаем ирредентизма со времен окончания Второй мировой войны, и вторглась на восток Украины. Страны Балтии испытывают совершенно обоснованное беспокойство по поводу того, что Владимир Путин может попытаться проверить на прочность обязательства членов НАТО в области безопасности. В Азии Китай искусно пользуется экономическими, правовыми и военными рычагами, чтобы удовлетворить свои территориальные претензии в Южно-Китайском море, и пытается разрушить альянсы США, вбивая клинья между Японией и Южной Кореей и заигрывая с другими союзниками США, такими как Тайланд.
Издание Economist недавно писало, что, «к счастью, существует достаточно мало оснований полагать, что Китай пытается положить конец существующему международному порядку». Однако это не должно нас успокаивать. Если взглянуть на историю, то в большинстве случаев идеи ревизионизма начинали стремительно набирать вес в отдельных регионах — это касается, в том числе, России в 19 и 20 веках, а также нацистской Германии и Японской империи 1930-х годов. Глобальные последствия наступали позже. Развивающиеся державы, как правило, в гораздо большей степени озабочены действиями своих непосредственных соседей, чем далеких континентов.
Более того, не стоит слишком надеяться на то, что ревизионизм России и Китая в долгосрочной перспективе обречен на провал. Если руководствоваться этой точкой зрения, то США должны радоваться тому, что путинская Россия в настоящее время переживает упадок в экономической и демографической сферах, а чрезмерная самоуверенность Китая лишь укрепляет коалицию, направленную против него, поскольку сейчас Австралия, Индия, Япония, Филиппины и Вьетнам стремятся укрепить связи с США и друг с другом.
Но даже если эти тенденции сохранятся, изолированные и обеспокоенные державы могут спровоцировать не меньше проблем, чем уверенные в своих силах страны — в частности, потому что они уверены, что время не на их стороне. И неважно, что Путин и глава Китая Си Цзиньпин, возможно, пытаются реализовать масштабные и скверные стратегии: последствия их ошибок будут ощущаться далеко за пределами их границ, потому что зачастую за ошибки ревизионистских режимов приходится расплачиваться всему миру.
Хорошие новости заключаются в том, что в отличие от путинской России, Китай не намерен вставать на путь ревизионизма. Поездка президента Обамы в Пекин, которая состоялась в ноябре, продемонстрировала, что США могут направить свои отношения с Китаем в более стабильное русло. Однако это потребовало пристального внимания со стороны американского правительства, в том числе несколько месяцев переговоров и челночной дипломатии, которыми руководили госсекретарь Джон Керри и советник по национальной безопасности Сьюзан Райс.
Существует еще несколько причин, по которым Вашингтон не может себе позволить еще одно десятилетие борьбы с повстанцами и выступлений в роли третейского судьи в распрях между различными племенами и сектами мусульманского мира. Чтобы предотвратить подъем ревизионизма, США потребуется задействовать различные военные, дипломатические и экономические инструменты, которые они доводили до совершенства в течение 13 лет войн и строительства государств в Ираке и Афганистане.
Россия и Китай представляют собой очевидную угрозу. Россия — это теряющая силу держава, сосредоточившаяся на захвате территорий на континенте, который уже давно отказался от национализма. Китай — это стремительно развивающаяся держава, сосредоточившаяся на расширении своих морских территорий в регионе, представляющем собой варочный котел националистических настроений. Однако в обоих случаях внешняя политика США должна фокусироваться на задаче поддержания мирной конкуренции. План Обамы в отношении Китая был верным: найти способы расширить сферы сотрудничества — к примеру, борьба с изменением климата и торговля, а также найти военные и дипломатические инструменты для предотвращения кризисов и борьбы с их последствиями.
Однако не менее важно сейчас найти ресурсы для разработки новых военных и экономических стратегий, которые позволили бы более эффективно сдерживать и наказывать за ревизионистские действия. Запад выбрал санкции в качестве оружия против России, однако они не смогли усмирить амбиции Путина. Помимо разработки более сложных экономических инструментов воздействия США должны пересмотреть свой подход к вопросу военного сдерживания, в том числе пересмотреть свою реакцию на провокации в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, предоставить помощь правительствам государств, не входящих в состав НАТО, таким как правительства Украины и Вьетнама, и укрепить альянсы США в преддверии их проверок на прочность, которые, несомненно, скоро наступят — в том числе, разместить дополнительный контингент НАТО на территории Прибалтики и перегруппировать свои силы в Тихом океане.
Чтобы вновь занять место мирового лидера в области экономики, Вашингтону необходимо завершить процесс создания Транс-Тихоокеанского партнерства и подписать торговое соглашение с Европой.
Наконец, борьба с угрозой ревизионизма потребует от США такой степени национальной силы, которую можно обеспечить только при помощи процветающей экономики, мощной армии и такого правительства и общества, которыми восхищается большая часть мира. Для этого необходимо усовершенствовать систему внутреннего управления, в максимальной степени использовать преимущества Америки в области технологий, иммиграционной политики и энергетики и вести эффективную политику в вопросах доходов и социальных выплат.
Сохранение ключевых интересов США в Азии и Европе нельзя гарантировать, если Америка будет по-прежнему прятать голову в песках Ближнего Востока.