У российского орла — две головы. Одна смотрит влево, другая — вправо. Этому орлу уже много веков. На гербах других государств тоже встречаются двуглавые орлы, но лишь российский символизирует кризисную дипломатию последних двух недель: он смотрит и на Запад, и на Восток. И тем самым олицетворяет собой страну, которая лавирует между двумя геополитическими полюсами.
18 ноября министр иностранных дел России Сергей Лавров выступал в Госдуме. Он вел речь об обстановке в мире, о положении России и о кризисе на Украине. Лавров исполнил искусный дипломатический шпагат между Востоком и Западом. Он похвалил связи Москвы с Пекином и одновременно назвал политику сотрудничества с Евросоюзом «безальтернативной». Хотя Лаврову, как никому другому, известно, что именно его страна уже несколько месяцев испытывает отношения Москвы и Брюсселя на прочность. Но в украинском кризисе Лавров обвинил Запад.
Смесь из наглой лжи и оскорбленной невинности
Российское руководство снова умывает руки, твердя о своей невиновности, и меняет местами причинно-следственные связи. Президент РФ Владимир Путин даже умудрился заявить, что «борцы за свободу» в Донбассе «всегда найдут» себе танки и гаубицы. Эта смесь из наглой лжи и оскорбленной невинности в последнее время заставляет собеседников российского руководства внутренне негодовать.
Постоянное отрицание явного — широкомасштабной поддержки сепаратистов на востоке Украины российскими вооруженными силами — роковым образом смахивает на стиль поведения политических руководителей СССР. Грубые внешнеполитические манеры Москвы станут понятными, если посмотреть в зеркало заднего вида: они — наследие царистской тяги к экспансии и советского стремления к гегемонии.
Дискомфорт и страх перед Москвой
Даже в дружественных России странах вроде Казахстана в последнее время ширится недовольство. Там опасаются, что дирижируемый Путиным Евразийский экономический союз в итоге может оказаться лишь инструментом для завоевания политических вассалов и злоупотребления экономическим превосходством. Во многих государствах, ранее составлявших часть российской империи — как советской, так и царских времен, — снова возник страх перед Москвой: в странах Балтии, на Кавказе, в Центральной Азии.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel) недавно четко назвала очевидные цели России с ее политикой силы. Спустя три дня министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier), прибыв в Москву, попытался найти новые темы для диалога с российским руководством. Похоже, что эта «стратегия с двойным дном» была согласована Меркель и Штаймайером. В Кремле, этом центре власти под двуглавым орлом, Штайнмайер предупредил об угрозе нового раскола Европы и нового разделения на Восток и Запад.
России надоел Запад
Россия хочет позиционировать себя как третью силу между Востоком и Западом. Но заметно, что Запад уже порядком поднадоел Москве с ее двуликой политикой силы без прикрас. В России речь идет даже о том, что ее якобы изгоняют из Европы и отсекают от Запада. Иногда легенды появляются раньше, чем сами события.