Исключение России из большой восьмерки (G-8), а теперь, после поспешного отъезда Владимира Путина из Брисбена, по всей видимости, также и из большой двадцатки (G-20), может нарушить равновесие в Европе и во всем мире. Современная Россия была членом G-8, которая более всего походила на мировое правительство, с 1997 года. В работе G-20 она участвует с момента ее создания в 2008 году.
При создании G-7 в начале 70-х годов прошлого века тогдашний госсекретарь США Генри Киссинджер заявил, что она «призвана осуществлять политическое руководство промышленно развитыми демократическими странами и... открывает новую эру экономического и политического взаимодействия на государственном уровне между демократическими странами».
В соответствии с этим, G-7 не рассматривала кандидатуру Китая с его авторитарным режимом. После распада СССР в 1991 года, на начальном этапе либерально-демократических преобразований, лидеры стран G-7 приглашали на свои заседания президента РФ Бориса Ельцина. После переизбрания Ельцина в 1996 году, Билл Клинтон выступил с инициативой, сказав буквально следующее: «Я сказал Ельцину, что, если он согласится на расширение НАТО и подписание Основополагающего акта НАТО-Россия, я со своей стороны обязуюсь раньше времени не размещать войск и ракет во вновь принятых странах и способствовать вступлению России в G-7, ВТО и другие международные организации. Договоренность была достигнута».
Далее, некоторые бывшие советские республики (Эстония, Латвия и Литва) вступили в НАТО, а затем и в ЕС. Нечто подобное произошло и другими странами, — Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией, Болгарией и Румынией — которые ранее были членами Организации Варшавского договора и входили в сферу влияния СССР. Таким образом, НАТО и ЕС значительно расширили свои границы в восточном направлении. В то время судьба Украины не обсуждалась, и она, равно как Грузия, Молдавия и другие бывшие советские республики, автоматически продолжали оставаться в зоне российского влияния, хотя мнение их граждан по этому поводу разделились.
Ельцин понимал, что участие России в большой семерке в качестве гостя было далее неприемлемым, поскольку ставило ее в положение «ученика на экзамене». В 1997 году Россия была официально принята в G-7, которая с тех пор стала называться G-8. Российский президент тогда воскликнул: «Россию приняли в клуб элитных государств!». Договоренность была автоматически продлена в 2001 году во время первой встречи между президентами США и России, Джорджем Бушем и Владимиром Путиным. Путин выступал против дополнительного развертывания натовских ракет («преждевременный» период, о котором говорил Клинтон, уже закончился). Но при этом оба руководителя заявили о том, что будут выстраивать отношения, исходя из принципов взаимоуважения и сотрудничества.
Украинский кризис наглядно показал уязвимую асимметричность границ между ЕС и РФ. С одной стороны, евроинтеграция отменила границы между Германией, Францией, Австрией, Польшей и др., которые привели к самым страшным войнам в истории человечества. С другой стороны, распад СССР и возникновение на его пространстве новых государств создали новые очаги потенциальных конфликтов. Россия поддержала отделение Приднестровья от Молдавии и Южной Осетии из Грузии, присоединила к себе Крым, старается усугубить раскол Украины и угрожает некоторым странам, которые ранее входили в сферу ее влияния, а теперь являются членами НАТО.
По сути дела, Россия никогда не принимала полномасштабного участия в регулярных встречах министров финансов большой семерки, но при этом принимала участие в 17 ежегодных встречах G-8 на высшем уровне и принимала у себя одну из таких встреч в Санкт-Петербурге в 2006 году. В июне этого года России предстояло председательствовать на очередной встрече в верхах, но она была отменена, а лидеры остальных семи стран собрались в Брюсселе. Учитывая распространенное мнение о недемократичности нынешнего российского режима, ее исключение из системы мирового управления будет соответствовать политическим критериям, лежащим в основе данной системы.
Большая двадцатка, от которой Россия, по всей видимости, тоже отмежевывается, не принимает во внимание соблюдение демократических норм, поскольку в нее входят Китай и Саудовская Аравия, страны с диктаторскими режимами. По сути дела, G-20 является расширенной версией G-8. Вначале она представляла собой периодические совещания министров финансов и управляющих национальными Центробанками, но после финансового кризиса в рамках G-20 также проходят ежегодные встречи глав правительств. Изначально в G-20 входила 21 страна с наиболее высокими экономическими показателями, включая ЕС. Впоследствии производились некоторые корректировки в пользу Латинской Америки и Южной Африки и в ущерб Европе.
На практике G-20 главным образом расширяет поддержку и масштаб обязательств, предварительно оговоренных внутри G-8. Совещания, на которых обсуждаются вопросы и достигается консенсус, представляют собой регулярные встречи двадцати министров иностранных дел, финансов, труда, торговли, туризма, сельского хозяйства и др. Большая двадцатка создала свой собственный Совет финансовой стабильности со штаб-квартирой в Базеле. Также созданы весьма активные группы, занимающиеся вопросами предпринимательской деятельности (B-20), труда (L-20), молодежи (Y- 20), гражданского общества (C-20), развития науки и научных исследований (T-20).
Россия продолжает оставаться одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и одной из восьми стран с гарантированным представительством во Всемирном банке и МВФ. Главы этих и других международных организаций регулярно присутствуют на заседаниях G-8 и G-20, проводя в жизнь, вместе со странами-членами и ЕС, решения, принятые на встречах в верхах и отраслевых совещаниях министров. В этих областях Россия пока развивает активную деятельность в рамках системы мирового управления. Вместе с этим, непременным условием возврата России в полномасштабную деятельность системы мирового управления и, как следствие, обеспечения мира и безопасности, является определение четких границ НАТО и ЕС на Востоке.
Хосеп М. Коломер — автор книги «Как глобальные организации управляют миром» (How Global Institutions Rule the), которая вскоре выйдет в свет на испанском языке под названием «El gobierno mundial de los expertos».