Уход министра обороны Чака Хейгела — не самая приятная новость для армии, которая сталкивается с новыми бюджетными сокращениями, а также для пентагоновской бюрократии, которая не уверена в себе, наблюдая, как меняется ее четвертый начальник за шесть лет. Хейгел не был шумным завсегдатаем воскресных ток-шоу, но он весьма компетентно руководил сокращением самого крупного федерального ведомства в период мощных глобальных потрясений.
Хейгел получил свою должность, наверное, в самый трудный момент президентства Обамы, когда секвестр должен был вступить в полную силу. Его предшественники предупреждали о грядущей катастрофе от этих автоматических сокращений расходов, и министру обороны Хейгелу пришлось принимать трудные решения в условиях таких сокращений.
Во внешней политике результаты его деятельности можно назвать неоднозначными, однако в оборонной политике Хейгел преуспел. Сделал он это в момент, когда из Пентагона не приходило вообще никаких положительных вестей. Он также пользовался поддержкой со стороны военнослужащих, что является огромным достижением. Этот успех не следует игнорировать в условиях, когда многие военнослужащие ежедневно подвергаются опасности в таких местах как Афганистан, Ирак и Нигерия.
Одним из самых первых его действий на посту министра обороны стало решение опубликовать результаты проведенного им анализа под названием Strategic Choices and Management Review (Стратегический выбор и управление). В результате Хейгел намного откровеннее и честнее своих предшественников изложил конкретные последствия секвестирования. Он также заставил Объединенный комитет начальников штабов серьезнее относиться к тому, что увеличение внутренних расходов в военном ведомстве лишает войска средств, столь необходимых для повышения боевой мощи. Проведенный Хейгелом анализ не был идеальным, однако министр поступил правильно, обнародовав его результаты. Далее, этот анализ помог политическим руководителями расставить все точки над i, разъяснив связь между бюджетными предпочтениями и ощутимыми последствиями для национальной безопасности.
В результате Хейгел предложил провести в Пентагоне ряд весьма разумных, но спорных реформ. Реализация этих реформ оказалась неполной и не вызвала большой радости, но она стала давно уже просроченным компромиссом, который был просто необходим после того, как все легкие решения были приняты, а пресловутые низко висящие плоды сорваны.
Оборонная стратегия Чака Хейгела также оказалась намного честнее и реалистичнее прежних в оценке того, как бюджетные сокращения негативно отражаются на войсках. Даже представительная комиссия по национальной обороне, созданная специально для критики этого документа, заявила, что Пентагон не виноват в отсутствии в нем взгляда в перспективу, и что виноваты в этом политики, которые не могут четко и ясно показать Министерству обороны, каким будет бюджет.
Хейгел пытался продолжить свою кампанию честности в аудитории, которая не хотела слушать честные заявления, когда представил президенту бюджетную заявку на 2015 год. В последний момент Белый дом дал Пентагону указание запросить больше средств сверх разрешенного по закону лимита. После этого министр был вынужден слепить из нескольких бюджетов один, дабы нагляднее показать последствия секвестра. Такой замысел оказался полезным, но, к сожалению, результатом всего стал самый путаный бюджетный запрос за многие годы.
Выдвинутая недавно Хейгелом стратегия «третьего противовеса» является весьма умной концепцией в свете усиления угроз военно-техническому превосходству США. Опять же, из-за факторов, которые не в его власти, включая потребность в увеличении бюджета, когда политики не могут договориться по важным вопросам, эта инициатива может закончиться тем же, чем закончилась «привязка» администрации Обамы к Азии: недофинансированием и пустословием, не опирающимся на действительность. Как бы то ни было, это правильная стратегия, и ей необходимо следовать.
Даже в вопросах противодействия усиливающимся угрозам министр Хейгел в последние недели внимательно прислушивался к своим военачальникам и активно выступал против администрации. Прискорбная реальность заключается в том, что ослабление боеспособности и военного потенциала, происходящее из-за решений, принятых людьми, которые руководили задолго до Хейгела, уже приводит к тому, что у главнокомандующего становится все меньше вариантов действий. То неудачное положение, в котором оказались Соединенные Штаты, должно тревожить Белый дом ничуть не меньше, чем полумеры и компромиссы в борьбе с «Исламским государством» и другими проблемами в мире.
У министра обороны Чака Хейгела была исключительно трудная должность в период мощных беспорядков во всем мире. Политика упрощенчества привела к тому, что у него практически не было хороших новостей, о которых можно было доложить. И тем не менее, он пытался завоевать доверие министерства, делая это незаметно, что как раз и нужно в нынешней обстановке сокращения расходов на американскую оборону. Хочется надеяться, что результаты его работы покажут, насколько эффективно он действовал, возглавляя одну из крупнейших в мире организаций и отделяя свое компетентное руководство от путаной и неподконтрольной ему политики.
Макензи Иглен — научная сотрудница Центра изучения проблем безопасности им. Мэрилин Вэр при Американском институте предпринимательства, где она специализируется на оборонной стратегии, оборонном бюджете и вопросах военной готовности.