Atlantico: Дело Майкла Брауна вновь подняло споры о расизме и неравенстве черных и белых в США. Так, по данным опроса Huffingtonpost, более трех четвертей чернокожих респондентов считают, что убийство Брауна отражает то, как полицейские обычно обращаются с черными. Среди белых такого мнения придерживаются только 40%. С чем связаны такие различия в восприятии одного события со стороны черных и белых американцев?
Франсуа Дюрпер: Такие отличия в восприятии связаны с тем, что за плечами черных и белых совершенно разная история. Эта история отражает отношения угнетателей и угнетенных.
Черные в прошлом были угнетенным слоем населения и до сих пор воспринимают себя именно так. Сначала было рабство, за которым последовала расовая сегрегация. Эти отличия касаются не всех сторон жизни американского общества.
По многим вопросам черные и белые согласны друг с другом, они — американцы. В то же время они придерживаются разных точек зрения на роль расы в американском обществе. Белые считают, что на этом слишком сильно заостряют внимание, и что раса не играет ключевой роли. Проведенный в августе после событий в Фергюсоне опрос Pew Research Center показал, что расовой проблемой это считают 80% черных и всего 30% белых. Кроме того, 47% белых уверены, что это не расовый вопрос, а связанный с преступностью единичный случай.
Раскол между белыми и черными вызывают главным образом два вопроса. 60% черных считают, что у полицейских не было причин стрелять, а среди белых такого мнения придерживаются чуть более 30%. С правосудием все обстоит еще сложнее. Как вы думаете, сколько черных верят в правосудие в деле Майкла Брауна? 18%. У 76% черных нет ни малейшего доверия к суду. В то же время 52% белых верят в правосудие. Разница в цифрах очень существенная.
Все дело в том, что в истории афроамериканцев полиция и суды были инструментами репрессий против черных. Когда чернокожие боролись за свои права, они обращались в суд для отмены судебных решений. Эта история относится к 1950-м годам. Тогда на юге США черным адвокатам приходилось ездить через всю страну, чтобы подать иск, и они проигрывали дела. Белые присяжные систематически отвечали им отказом. Верховный суд в конечном итоге признал их правоту, и в 1954 году была проведена отмена сегрегации в школах, за которыми в 1955 году последовал и общественный транспорт.
— С чем связана неспособность белых понять произошедшее в Фергюсоне и в целом ту дискриминацию, с которой приходится сталкиваться чернокожему сообществу?
— Для кого-то стакан наполовину пуст, а для кого-то — наполовину полон. Всего 10-15 лет назад цифры были бы совершенно иными. Если прочитать нынешние цифры в обратном направлении, получается, что обвинения хотели бы 54% черных и 23% белых. Но 54% не то же самое, что 90%, а 23% белых все же выступают за обвинение.
Если взглянуть на кадры происходящего в Фергюсоне, может сложиться впечатление, что Америка не изменилась, но это не так. Но если внимательно приглядеться к демонстрациям в Вашингтоне и Нью-Йорке, станет заметно, что большинство белых выражают солидарность и требуют справедливости для Майкла Брауна. Сегодня Америка сложнее, чем в прошлом. Сейчас на первое место выходит другая проблема, о которой говорят молодые афроамериканцы.
Речь идет о том, что целое поколение чернокожих стало жертвой насаждения расового профиля. Если вы родились черным, то вероятность погибнуть от огнестрельного оружия у вас в 20 раз больше, чем у белого. Но в 2014 году шансы получить высшее образование у афроамериканца намного больше, чем в 1984 году и тем более в 1964 году.
— Как следует из опроса Pew Research Centre за 2014 год, к рассовой дискриминации добавляется социальная. Быть может, трудности с обсуждением вопроса расизма связаны с тем, что белые живут в более благополучной среде?
— Расовая дискриминация в некоторых случаях может сводиться и к социальным вопросам. Но здесь опять-таки все больше белых понимают, что часть проблем связана именно с расовыми предрассудками. В частности существует переплетение расовых и общественных вопросов. Социальная среда может послужить объяснением имеющихся расхождений.
Во-первых, черных больше в тюрьмах. Связано это не с тем, что они ведут себя агрессивнее белых, а с тем, что они реже могут позволить себе хорошего адвоката. А если вы не можете защитить себя в обвинительной системе, это серьезно увеличивает шансы на суровый приговор. Критике также подвергается и расовое окружение. Многие молодые афроамериканцы считают, что в представлении белого полицейского все черные на одно лицо. И если он ищет черного в капюшоне, то останавливает всех без разбора.
Если читать между строк, предложения Барака Обамы и министра юстиции Эрика Холдера направлены в сторону политики позитивной дискриминации, в частности в полиции и правосудии. А Фергюсон — это отражение не черно-белой Америки, а места, где сохранилась чернокожая беднота с преимущественно белыми институтами власти. Во многих других городах Америка выглядит совершенно иначе.
— Мешает ли отсутствие взаимодействия между сообществами понять те реалии, с которыми могут сталкиваться черные?
— Общение между соседями, смешанные классы в школах, браки представителей разных сообществ — все это помогает узнать историю других людей и культуры, которые лежат в основе этой страны. Сегодня самая высокая доля смешения наблюдается в крупных городских центрах, где в одних семьях могут отмечать Хануку и Рождество. Однако уровень этого смешения варьируется в зависимости от сообщества.
Так, например, латиноамериканскому сообществу свойственен высокий показатель смешения. Афроамериканское сообщество наоборот находится в хвосте списка.
Был проделан огромный путь, но смешение у черных увеличилось меньше, чем в других сообществах. Возвращаясь к уже упомянутому опросу, было бы интересно узнать, как относятся к делу Брауна латиноамериканцы. Ведь они не представляют ни белую и ни черную Америку. Современная Америка стала намного сложнее.
— Как можно улучшить взаимопонимание и продвинуть вперед диалог, несмотря на такие большие отличия в социальных и расовых реалиях?
— Образование — это, безусловно, наилучший способ борьбы с расовыми предрассудками. Основы для этого были заложены Джейн Эллиот после убийства Мартина Лютера Кинга. Она ходила по школам и пыталась показать белым американцам, что такое расовые предрассудки. Потому что с расизмом нельзя справиться с помощью одних лишь антидискриминационных законов: американцы уже приняли меры против позитивной дискриминации. Такая педагогическая работа должна вестись не только в школах, но и в СМИ.
Франсуа Дюрпер, историк и писатель, специалист по вопросам культурного разнообразия в США и Франции.