Последние несколько недель в Польше бушует предвыборная горячка, и установившиеся в стране раньше срока холода никак этого не изменили. 16 ноября состоялся первый тур муниципальных и региональных выборов, а по итогам прошедшего в воскресенье второго тура победу в основных городах одержали кандидаты от правящей либеральной партии «Гражданская платформа». Как бы то ни было, ставки еще не сыграны: через год гражданам вновь предстоит отправиться на избирательные участки: летом пройдут президентские выборы, а осенью — парламентские.
В сентябре этого года Эву Копач (57 лет) назначили премьер-министром страны вместо Дональда Туска, который был избран главой Европейского совета и в понедельник приступил к выполнению новых обязанностей. Сегодня перед ней стоят большие задачи. «С одной стороны ей нужно обеспечить собственный авторитет в партии и убедить электорат в умении действовать по ситуации, — объясняет преподаватель Варшавской школы экономики Миколаш Пиндельский. — С другой стороны на фоне российско-украинского кризиса она должна еще больше закрепить связи Польши в Европейском Союзе и НАТО».
«Польше нужен убедительный лидер перед лицом Москвы», — отмечает Генрик Вуец. Этот ветеран «Солидарности» и советник президента по внешней политике говорит о неоднократной российской оккупации в истории его страны и утверждает, что путинская Россия представляет собой постоянный источник угрозы. «В каждой польской семье найдется хотя бы один человек, который может поведать страшные истории о зверствах во время русской оккупации», — добавляет один журналист. В стране всерьез рассматривают риск вмешательства после того, как российский лидер заявил, что если бы захотел, его войска за два дня дошли бы не только до Киева, но и Риги, Вильнюса, Таллина, Варшавы и Бухареста. Эти слова прозвучали в сентябре на встрече с президентом Украины Петром Порошенко.
В такой обстановке решение правительства о сосредоточении техники и нескольких тысяч военных у российской границы получило единогласную поддержку. «Это глубинная реорганизация, которая позволит удвоить наши возможности в течение двух лет», — заявил в конце октября министр обороны Томаш Симоняк. Власти также намереваются вдохнуть вторую жизнь в старую военно-воздушную базу у города Сельдце на полпути от Варшавы до границы с союзной Москве Белоруссией. «Мы не в курсе существования такого проекта, но нашу оборону нужно укреплять», говорит один местный житель. Ряд польских источников говорят об усилении российского военного присутствия в Калининградской области, которая расположена между Польшей и Литвой.
В прошлом Эве Копач уже довелось побывать министром здравоохранения и спикером парламента. Как бы то ни было, ее не назвать ястребом, который стремится схлестнуться с Москвой. Во время формирования нового кабинета она переместила известного своими антироссийскими заявлениями министра иностранных дел Радослава Сикорского в кресло председателя парламента. Однако несмотря на такую, казалось бы, более примирительную позицию, чем у ее предшественника Дональда Туска, новый премьер не упускает случая подчеркнуть важность присутствия НАТО на польской земле.
Директор варшавского аналитического центра DemosEuropa Павел Свибода полагает, что такое присутствие будет иметь существенный сдерживающий эффект, несмотря на все дестабилизирующие инициативы Москвы, которая, по его мнению, будет финансировать пророссийские СМИ и активистов. Во время прошедшего в сентябре в Уэльсе последнего саммита НАТО страны договорились о создании сил быстрого реагирования для вмешательства в течение двух дней в случае возникновения конфликта в стране, где не размещены союзные войска. В Польше в распоряжении союзных сил имеется военный склад в Шецине у границы с Германией.
Новой главе польского правительства уже дважды представилась возможность продемонстрировать железную волю. Первой стал телефонный разговор с Дэвидом Кэмероном. Эва Копач дала ему понять, что ни в коем случае не собирается ставить под сомнение право на свободное движение людей, как это предлагал британский премьер. За несколько недель до этого она показала зубы на европейском саммите по энергетике и экологии. Там Эве Копач удалось добиться для Польши (90% производства электричества в стране приходится на уголь) компенсации в обмен на сокращение потребляемых объемов.