В то время как политики, журналисты, простые избиратели практически разошлись по разные стороны баррикады, власти решили — под занавес кампании — снять с гонки партию Patria. Это значительно ослабило левый фланг политсил, тяготеющих в большей или меньшей мере к восточному вектору, и вызвало волну разноречивых публикаций.
Влево, вправо, на запад или на восток?
«Партии проевропейской коалиции потеряли в весе, и демонстрируют стремительное падение в предпочтениях граждан», — утверждает заголовок «АиФ в Молдове» (25.11) к статье с анализом расклада сил. Более того, как отмечается в обзоре, «правые запугивают: мол, если выберете левую оппозицию, то есть ПСРМ (Партия социалистов Республики Молдова – ред.) или Patria, будут вам майдан и война!»
Однако, «восторженных безумцев, готовых проголосовать за них (нынешних правителей — ред.)» все меньше — из-за невразумительной борьбы с коррупцией, растущей олигархизации и бедности. «Если власть останется в тех же руках, — подчеркивается далее, — наступят тяжелые времена: РФ сохранит и расширит эмбарго. Возможно, начнется депортация молдавских гастарбайтеров, а это 700 000 граждан и 1,3 миллиарда долларов, отправляемых ими ежегодно. Вырастет цена на энергоносители; начнется глубокая экономическая рецессия». При таком сценарии весьма вероятна «попытка втянуть страну в НАТО. А это уже война или, как минимум, распад страны. Финал будет печальным: потеря государственности, объединение с Румынией».
Боссы ПКРМ (Партия коммунистов Республики Молдова – ред.) в этих условиях показали себя «перевёртышами и лукавцами», они «заделались проевропейскими, хотя еще на съезде 2012 года партия ратовала за Таможенный союз». Воронин, как подчеркивается особо, вновь предаст свой электорат. «Так было в 2001 году (отказался вступить в союз России и Белоруссии), в 2003-м (План Козака), в 2005-м (подписал план с Евросоюзом), в 2006-м (подписал план с НАТО), в 2009-м [имея 60 мандатов, отдал власть Альянсу за европейскую интеграцию (АЕИ)], в марте 2012-го (отказался от протестов, отправив митингующих по домам), в 2014-м (покинул зал заседаний, отказавшись проголосовать против ратификации договора с ЕС). Вывод один: Воронин надеется на альянс с Плахотнюком (Влад Плахотнюк — первый вице-председатель Демократической партии Молдовы – ред.) и Филатом (Владимир Филат — председатель Либерально-демократической партии Молдовы – ред.). Между интересами граждан и своими банковскими счетами в ЕС выбрал последние».
Партия социалистов, в данных обстоятельствах, это лучший выбор: «У Додона нет счетов в заграничных банках. Его дети живут и учатся в Молдове, и на него нет компромата. ПСРМ — за Таможенный союз и социальную справедливость. Это единственная оппозиционная партия, не зависящая от олигархов. Поэтому именно на нее решила сделать ставку Россия». Именно Партия социалистов «может решить базовые проблемы Молдовы, — а это цена на газ, рабочие места для молдаван в ТС и РФ, рынки сбыта, инвестиции от Евразийского банка, рабочие места дома».
Взлет Додона (Игорь Додон — лидер социалистической партии Молдовы – ред.) и Усатого (Ренато Усатый — лидер политической партии Patria - ред.) является результатом поддержки со стороны Москвы, но вина за это лежит и на правительстве РМ, «которое относится к восточному соседу как к стратегическому партнеру», — уверен комментатор Jurnal de Chișinău (25.11).
«Возмутился ли кто-нибудь из ныне власть предержащих в связи с имперским дискурсом российского президента? Было несколько речей, которые нам напрямую угрожали (и продолжают угрожать). Недоумевал ли, официально, кто-нибудь из правительства или МИДа, что российский спикер Нарышкин появляется в предвыборных роликах Додона с месседжем в поддержку формирования, а Путин принимает Додона и Гречаную (Зинаида Гречаная — молдавский политик, депутат парламента, первая в избирательном списке ПСРМ – ред.)? Не задело это хотя бы самолюбие наших правителей, что Путин их игнорирует, но дает аудиенцию политическим террористам?»
В этих условиях избирателю трудно понять отношение теперешней власти к России. «Ясная позиция не помешает», тем более в условиях, когда «американские, российские, румынские, польские министры очень активны и конкретны в вопросах, напрямую нас касающихся, а наша позиция не известна… даже нам».
После состоявшегося в понедельник (24.11) заседания Совбеза пресс-секретарь президента РМ Влад Цуркану (Vlad Ţurcanu) сообщил, что все силовые ведомства были призваны к полной готовности контролировать ситуацию, в которой не исключаются дестабилизирующие действия со стороны «политсил и публичных персон, действующих не в интересах РМ».
Как сообщает Jurnal de Chişinău (25.11), источник не стал давать конкретику, но за него это сделали другие. Бывший председатель Соцпартии Валентин Крылов обвинил Додона, что тот поставил формирование на службу другого государства и использует его как инструмент покушения на стабильность в РМ. «Хочу быть правильно понятым, — продолжил он, — я этнический русский, но РМ моя Родина, потому я не хочу, чтобы моя страна была втянута в столь опасные игры, как это делает этнический молдаванин Игорь Додон».
В свою очередь, бывший министр безопасности Тудор Ботнару (Tudor Botnaru) заявил корреспонденту газеты: «Очевидно, что шовинистские силы в РФ делают все возможное, чтобы удержать Молдову в своей сфере влияния». Потенциальная угроза может исходить от группировок за спиной Игоря Додона, Юрия Рошки и Валерия Клименко, партии Patria и т.д. Вместе с тем, собеседник поставил под сомнение, что организация «Антифа» еще представляет опасность после отхода ее основателей от ПКРМ. «Осталось там что-то, но она уже почти мертва». Однако, уже на следующий день молдавские правоохранительные органы показали, что они придерживаются противоположного мнения.
Сюрприз перед падением занавеса
В среду начались обыски у ряда активистов «Антифы», выявившие, как сообщила полиция, оружие, боеприпасы, взрывчатку, планы административных зданий, в тот же день в интернете появилась запись телефонного разговора Ринато Усатого, в котором он признает, что был завербован ФСБ. Затем последовало инициирование ЦИКом, с подачи МВД, процедуры снятия партии Patria с предвыборной кампании, что взорвало ситуацию и стало поводом для многочисленных газетных публикаций. Характерно, что мнения в этом вопросе не полностью совпали с линией раздела по внешнеполитической ориентации.
Ряд изданий, в том числе «Ведомости» (27.11) привели подборку экспертных мнений, подготовленную агентством ИНФОТАГ. Большинство опрошенных сошлись во мнении, что решение Центризбиркома (поддержанное затем Апелляционной палатой и Высшей судебной палатой) об исключении партии Patria из участия в парламентских выборах — «в связи с зарубежным субсидированием на сумму свыше 8 миллионов леев» — является из ряда вон выходящим случаем, который может стать крайне опасным прецедентом.
Адвокат, кандидат в депутаты от Либерально-реформаторской партии Ана Урсаки (Ana Ursachi) считает, что правящая коалиция превратила лидера списка Patria Ренато Усатого в «преследуемого рыцаря».
Бывший член Европейского суда по правам человека от Молдовы Станислав Павловский (Stanislav Pavlovschi) обратил внимание на то, что обвиненной стороне не дали возможности ознакомиться с материалами, представленными в ЦИК и представить свои объяснения и возражения. «Это является проявлением однобокости, отсутствия объективности, а также проявлением заинтересованности. ЦИК должен (…) руководствоваться законом, интерпретированным добросовестно, а не предвзято», — добавил юрист, выразив убежденность, что партия «стала жертвой спланированных акций».
В свою очередь, эксперт в области конституционного права Николае Осмокеску (Nicolae Osmochescu), которого цитирует Jurnal de Chişinău (28.11), уверен, что «в данном случае власти отреагировали оперативно и проявили профессионализм»: силовые структуры «собрали неопровержимые доказательства, в том числе арсенал членов экстремистской организации, напрямую связанной с кандидатами, идущими по списку этой партии».
Агентство IPN, как и газета Timpul de dimineţă, разместившая его комментарий («Случай Усатого и дилемма демократии», 28.11), считают, что произошедшее иллюстрирует ряд проблем молдавского общества. «Если Усатый действительно получал финансирование извне, то правильно, законно и демократично быть наказанным за это. (…) Откуда в таком случае эти нападки на власть?»
Самым разумным, полагает автор, было бы выбрать, что тяжелее ложится на весы: «риск нанести вред всей стране или перспектива ущемить одну партию и ее сторонников».
Тем не менее, при «правительстве, которому удалось себя дискредитировать многочисленными скандалами; оппозиции, парламентской и непарламентской, активно подпитывающей недоверие граждан к государственным институтам; а также сомнительном политике, как будто получающем финансирование из-за рубежа и потому подлежащем исключению из предвыборной кампании» в нынешней ситуации наибольшие потери понесет власть.
«Выжившие левые» продолжают борьбу между собой
Две партии, оставшиеся в предвыборной гонке, не прекратили обмен ядовитыми стрелами. Об одном «наезде» сообщает газета «Панорама» (25.11) в публикации «Воронин требует наказать Додона и Гречаную за газовый контракт».
Лидер ПКРМ считает, что сразу же после парламентских выборов должна быть создана правительственная комиссия с целью выяснить, почему в 2008 году (кстати, в бытность Воронина президентом – ред.) тогдашние министр экономики Игорь Додон и премьер Зинаида Гречаная «подписали соглашение с российским поставщиком Газпромом, которое предусматривало повышение цены на газ».
Главе государства они тогда объяснили, что «есть схема, согласно которой после двух лет цена снизится», — сообщил лидер ПКРМ.
Гречаную, по словам Воронина, может ждать судьба Юлии Тимошенко, а «Додон так сильно хочет попасть в парламент, чтобы его не спросили об этом соглашении, по которому граждане Республики Молдова платили в несколько раз больше, чем Германия».
В то же время, не увенчался успехом демарш председателя ПКРМ о необходимости признать партию социалистов (в силу присутствия в ее избирательном списке представителей других политсил) электоральным блоком и, соответственно, повысить для нее избирательный порог до 9 или даже 11%.