Одной из главных тем французских СМИ было обсуждение целесообразности отказа передать России вертолетоносцы «Мистраль».
После месяцев проволочек, молчания и нерешительности Франсуа Олланд наконец принял решение и отложил «до нового распоряжения» поставку «Владивостока» — первого из двух кораблей типа «Мистраль», купленных Россией. В отличие от условий, установленных главой государства в начале сентября, когда передача корабля увязывалась с соблюдением соглашения о прекращении огня на Украине, Елисейский дворец на этот раз заговорил о «форс-мажорных обстоятельствах», чтобы оправдать новую отсрочку. «Франция должна учитывать чрезвычайные обстоятельства, связанные с ухудшением ситуации на Украине», — заявил президент Франции. Давление на Францию со стороны союзников не прекращается, отметила обозреватель Le Figaro (25.11) Изабель Лассер. Прижатый к стенке Олланд принял временное решение. «Безопасность Европы и, прежде всего, Восточной Европы, оказывает влияние на принятые нами ранее обязательства», — заявил представитель министерства обороны.
«Ярмаркой лицемерия» назвал сложившуюся ситуацию другой обозреватель Le Figaro Филипп Жювен (26.11): «Франция, наконец, приняла решение отложить поставку двух военных кораблей «Мистраль». Но вокруг этого дела развернулась настоящая ярмарка лицемерия. Речь идет о лицемерии правительства, которое заверяет сразу два лагеря, русских и европейцев, в своем благорасположении. О лицемерии немцев. Чемпионы жесткого курса по отношению к Путину, они требуют от французов аннулировать контракты, но сами погрязли в энергетической зависимости от русских. Почему они требуют от других жесткости, а сами продолжают покупать у русских газ по цене золота? По сути, как бы русские отплатили свои корабли, если бы не евро, полученные от немцев за энергетическое сырье?» — задается вопросами автор статьи. Лицемерят поляки, финны, прибалты, испытывающие перед русскими страх, оправданный историей. Но они больше готовы обличать русских, чем избавиться от этого страха. Как и немцы, они покупают у русских газ, потому что не способны создать условия для своей энергетической независимости. Те же прибалты и поляки призывают к солидарности в сфере европейской обороны, а сами еще не купили ни одного европейского истребителя, подчеркивает журналист.
Однако по мнению журналиста Slate.fr (26.11) Жиля Бидье, отсрочка передачи России «Мистралей» вполне законна, несмотря на осуждение этого решение французскими политиками правого сектора. Марин Ле Пен заявила, что Франция — «не пудель США» и должна выполнить условия подписанного договора. Бывший министр транспорта тоже недоволен отсрочкой: «Каждый новый день все нагляднее демонстрирует иностранным государствам, что подпись Франции на оружейных контрактах вовсе не обязательно является гарантией поставки. Думаю, это очень плохая новость для нашей национальной промышленности». Однако такие выступления вызывают недоумение у автора статьи, поскольку во французском законодательстве существуют положения, которые оправдывают отсрочку передачи боевых кораблей. По действующим во Франции принципам, экспорт любой военной техники находится под запретом, если на то нет особого разрешения. «В Елисейском дворце приняли это решение не просто так, а покупателям следует ознакомиться с защитными оговорками», — заключает Бидье.
Публицист и философ Бернар-Анри Леви также не обошел стороной эту тему. На портале La Regle du Jeu (27.11) был опубликован текст его публичного выступления, посвященного роли еврейской общины Украины в событиях на Майдане, в котором он заявил, что, по мнению большинства французов, поставлять России боевые корабли при том, что она погрузила Украину в войну, «было бы в лучшем случае непоследовательно, а в худшем — попросту возмутительно».
Левый портал Marianne (1.12) взял интервью у научного сотрудника Института стратегии и конфликтов Оливье Зажеча. По его мнению, отказ от передачи «мистралей» радует закостенелых атлантистов и это «недальновидный, мазохистский и подрывающий доверие шаг». Долгосрочные интересы Франции подразумевают выстраивание более взрослых отношений с Россией, «и мы вряд ли сумеем этого добиться, нарушая наше собственное слово», — подчеркивает эксперт. У Европы нет своего стратегического самосознания, — сокрушается Зажеч: «В целом "западные" демократии рассматривают ситуацию в краткосрочной перспективе эмоционального порыва, а не долгосрочной стратегической перспективе. Если бы все было иначе, наши решения по украинскому, иракскому, сирийскому, ливийскому и иранскому вопросам приняли бы совсем другой оборот: меньше криков, больше реализма».
Действительно ли путинская Россия оказалась в изоляции после саммита «Большой двадцатки» в Брисбене? — таким вопросом задается левая газета L’Humanite (28.11). Опрошенные изданием эксперты сходятся в том, что, жесткая критика политики Путина со стороны Запада не сильно повлияла на взаимоотношения России со странами группы БРИКС, в особенности отмечая прогресс, достигнутый в отношениях с Китаем. «Экспансионистская политика западных держав толкает Россию в сторону Азии, к Китаю, причем не только в экономическом, но и политическом плане», — заключил бывший советник и пресс-секретарь президента СССР Михаила Горбачева Андрей Грачев.
В газете Le Monde (25.11) вышла статья о международном информагентстве «Спутник» «СМИ — военная машина Кремля». Корреспондент Изабель Мандро так описывает свой визит в МИА: «В московском здании "России сегодня" недоверие к иностранному журналисту — обычное дело: на входе вас тщательно изучает веб-камера, а все вопросы просят представить заранее. Чтобы добиться встречи с главным редактором "России сегодня" и "Спутника" Маргаритой Симоньян потребовалось десять электронных писем». По мнению Мандро, информационная война между Востоком и Западом только начинается: «у Кремля имеются и другие проекты для представления своей точки зрения на международной арене. В частности, это относится к началу вещания канала RT (Russia Today) во Франции и Германии».
Портал Le Huffington Post (1.12) опубликовал памфлет Доминика Эншоспе «Владимир Нелепый». По мнению автора, Владимир Путин похож на топающего ногами ребенка в окружении взрослых. «Поэтому нам пора напомнить ему об этом, отвесить подзатыльник и прекратить вестись на страшилки СМИ. Хотя, конечно, недооценивать противника тоже не стоит. Международная политика — это, безусловно, очень тонкая материя, однако складывается впечатлением, что мы переоцениваем недоцаря Владимира, приписываем ему несуществующие качества и отдаем незаслуженные победы».
Французские СМИ традиционно уделяют много внимания положению на Ближнем Востоке. Портал Atlantico опубликовал (29.11) отрывок из книги «Сирийский хаос» Ранды Кассис и Александра дель Валя, которые доказывают, что Сирия стала эпицентром глобального конфликта, в котором сунниты противостоят шиитам, а национализм — «утопии о халифате с амбициями планетарного масштаба». Новый конфликт на Ближнем Востоке разворачивается на фоне «новой холодной войны», в которой сходятся (от украинского кризиса до иранского атома и требований о многополярном мире) западные державы на пару с арабскими покровителями сирийских мятежников и тандем Россия – Китай, выступающий в защиту суверенитета Сирии, поддерживающий тесные связи с Ираном и категорически не согласный с вмешательством Запада в дела сирийского государства.
После смерти «эмира Кавказа» Доку Умарова у России появился новый враг, Тархан Батирашвили, — пишет Le Figaro (1.12). Этот известный под именем Абу Умар аш-Шишани 28-летний чеченец пообещал «освободить Кавказ и Чечню, если будет на то воля Аллаха». Но в отличие от своего предшественника, новая цель номер один российских спецслужб сражается не с российскими войсками в кавказских лесах, а в рядах Исламского государства в Сирии. По мнению экспертов, опрошенных корреспондентом, вне зависимости от того, укрепится ли или развалится Исламское государство на Ближнем Востоке, кавказские боевики все равно вернутся в Россию. А это означает опасность того, что некоторые могут превратиться в нового имама Шамиля.