Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

НАТО диктует правила противостояния Америки и России в Черном море

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последние шаги НАТО в Восточной Европе не оставляют у России никаких сомнений относительного того, что альянс, принимая во внимание нынешнее угрозы собственной безопасности, изменил военную стратегию и в очередной раз сосредоточил свое внимание на этом регионе. Россия концентрирует вооруженные силы на своих западных границах по соседству с восточноевропейскими странами и на Черном море.

Новое противостояние

С накалом военного противостояния между Россией и НАТО высшее руководство альянса предупреждает о дальнейших действиях российских военных. Так, генерал Филипп Бридлав, командующий силами Североатлантического Альянса в Европе, сделал предостережение по поводу военных провокаций России в Крыму и выразил озабоченность по поводу того, что эта страна установит свой полный контроль над Черным морем. Недавно генерал Бридлав совершил поездку на Украину вопреки тому, что еще недавно Россия сообщила о своем негативном отношении к возможному присоединению Украины к НАТО и развитию отношений Киева с этой организацией.

Заявления генерала Бридлава прозвучали на фоне роста обеспокоенности по поводу действий вооруженных сепаратистов, которые пользуются поддержкой России и пытаются взять под свой контроль еще больше территорий на востоке Украины. Сообщается, что целью повстанцев является создание сухопутного маршрута для связи с Крымским полуостровом, который в марте нынешнего года вошел в состав России. После своей встречи в Киеве с политическим руководством и высшим военным командованием Украины генерал Бридлав сообщил о передаче этому региону крылатых ракет и ракет класса земля-воздух, а также заявил: «Мы крайне обеспокоены милитаризацией Крымского полуострова. Военное оснащение, которое сейчас устанавливается в Крыму Россией, может повлиять на судьбу всего черноморского региона». 26 ноября Министерство обороны России заявило, что для дислокации в Крыму уже отправлены 14 истребителей, которые должны стать частью эскадры из 30 таких машин. За последние недели Россия усилила свое военное присутствие в Крыму. В частности, ею было принято решение ввести там в эксплуатацию радиолокационную станцию для предупреждения ракетного нападения, а также потратить на развитие своего флота в Черном море до 2020 года более 1,75 миллиарда евро.

Россия тоже в свою очередь упрекает НАТО в увеличении численности войск на Черном море. Так, в начале августа этого года постоянный представитель России в НАТО Александр Грушко подверг резкой критике продолжительное присутствие военных кораблей альянса в черноморском регионе и заявил, что подобные антироссийские меры в очередной раз ставят эту военную коалицию перед угрозой начала холодной войны. Постпред также подчеркнул, что такие действия не только нарушают международные соглашения, но и стимулируют рост напряженности.

Провокационные шаги


В середине октября один военный источник НАТО заявил, что военные корабли альянса возвращаются в Черное море, и с 12 октября там уже находятся командный крейсер USS Mount Whitney и эсминец USS Cole. Следует отметить, что, согласно конвенции Монтре, подписанной в 1936 году, корабли непричерноморских государств не могут находиться в там более 21 дня. Конвенция Монтре, определяющая принципы судоходства в черноморских проливах Босфор и Дарданеллы, также устанавливает максимально допустимый тоннаж для кораблей нерегиональных стран в размере 30 тысяч тонн. Прошлой весной конвенцию нарушило американское судно USS Taylor, которое находилось в Черном море на 11 дней больше установленного срока. Российские специалисты называют присутствие натовских кораблей в этом море психологической войной, которую начал вести альянс. Русские считают, что нахождение кораблей НАТО в Черном море представляет собой инструмент увеличивающегося давления на Россию.

Ракетный крейсер USS Vella Gulf на учениях Breeze 2014


В начале июля Министерство обороны Болгарии опубликовало обращение, в котором заявлялось, что Североатлантический альянс намерен провести в западной части моря военные учения под названием «Бриз-2014». Они действительно прошли в Черном море с 4 по 14 июля при участии военных кораблей Болгарии, Греции, Румынии, Турции и США. Помимо этого, в учениях участвовали американские истребители, осуществлявшие воздушное патрулирование, а также четыре натовских тральщика. В своем коммюнике Министерство обороны Болгарии отметило, что главной целью проведения этих учений было повышение тактической боеспособности и координирования военно-морских сил стран-членов НАТО для реагирования на чрезвычайную ситуацию в регионе. Основная часть личного состава, принимавшего участия в учениях, базировалась на военно-морской базе в портовом городе Бургасе в юго-восточной части Болгарии.

Пятого октября генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в своем обращении, которое, по всей видимости, отражало военные ожидания после периода холодной войны и было адресовано Москве, заявил, что альянс в состоянии дислоцировать свои силы там, где ему угодно. Столтенберг подчеркнул: «У НАТО сильная армия, и мы можем разметить свои резервы в любом месте». Вместе с тем, согласно договору, подписанному с Россией в 1997 году, Североатлантический альянс не вправе размещать свои военные подразделения на постоянной основе в восточных регионах Европы.

Анализ противоборства

В результате последних событий на Украине и присоединения Крыма к России НАТО увеличила свое военное присутствие в западной части Черного моря. Россия, опровергая претензии западных стран, многократно заявляла, что главной целью государств, входящих в блок НАТО, является увеличение численности их вооруженных сил на восточных рубежах Европы, и украинский кризис они используют только как повод. Создается впечатление, что факты в значительной мере подтверждают точку зрения о том, что НАТО, ссылаясь на рост угрозы со стороны России в адрес восточных членов альянса, добивается расширения собственного военного присутствия в Восточной Европе. Как следствие Россия считает, что основной причиной напряженности на востоке Украины является недовольство по поводу размещения сил НАТО в этом регионе.

Бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен многократно сообщал об увеличении военного бюджета стран-членов НАТО и в качестве основания для этого приводил данные о постоянном росте в последние годы российских расходов на военные нужды и амбициозных проектах этой страны, направленных на укрепление ее вооруженных сил и рост военного присутствия в разных регионах, в том числе в Черном и Средиземном морях. Усиливающее давление альянса на Россию и размещение его вооруженных сил в непосредственной близости к ее границам вызвало острую реакцию руководства этой страны. Так, на фоне роста напряженности в отношениях между Россией и Западом президент Владимир Путин объявил, что усиление войск НАТО вблизи российских рубежей не носит оборонительного характера, а является частью агрессивной политики Америки за пределами ее собственных границ. Еще раньше Россия анонсировала, что в случае усиления военного присутствия альянса в Восточной и Центральной Европе она денонсирует свой договор о сотрудничестве с этой организацией, подписанный в 1997 году.

Наращивая вооруженные силы и технику в Крыму и проводя все новые военные учения на воде и в воздухе, в том числе и на Черном море, русские пытаются доказать руководству НАТО и Соединенных Штатов, что не только не будут капитулировать перед захватническими планами западных стран в Восточной Европе, но и готовы самым серьезным образом дать решительный отпор вызовам Запада.

В связи с этим стоит привести последние заявления Владимира Путина, сделанные им на экстренном совещании национального Совета безопасности. В них он предупредил, что военная коалиция Запада, то есть НАТО, нагло занимается наращиванием собственных вооруженных сил в Восточной Европе и, в частности, на Черном и Балтийском морях. Принимая во внимание агрессивную тактику НАТО в отношении Восточной Европы и претензии альянса на господствующее положение в этом регионе, Россия пытается в практическом плане оспорить военную мощь этой организации.

Выводы


Из-за враждебных заявлений и действий Североатлантического альянса в Москве укрепилось мнение о том, что тактика этой организации в Восточной Европе недвусмысленно преследует цель создания напряженности в регионе и угрожает национальной безопасности самой России. Именно поэтому эта страна квалифицирует свои действия в регионе как оборону и сдерживание. Между тем, подчас неуместные заявления высшего руководства НАТО касательно военного потенциала России и экспансионистских намерений Москвы в отношении Восточной Европы и особенно Украины сталкиваются с резкой критикой со стороны российского руководства. Москва обвиняет НАТО в проведении агрессивной политики в Европе и предостерегает его от этого.

Между тем, последние шаги НАТО в Восточной Европе, в том числе создание для этого региона сил быстрого реагирования, значительное увеличение военных маневров, а также планы касательно строительства военных баз в восточноевропейских странах и серьезного наращивания военного присутствия в Черном море, не оставляют у России никаких сомнений относительного того, что альянс, принимая во внимание нынешнее угрозы собственной безопасности, изменил военную стратегию и в очередной раз сосредоточил свое внимание на этом регионе. Параллельно с этим вероломство НАТО и пренебрежение договором от 1997 года о неразмещении на постоянной основе собственных войск в Восточной Европе создали условия для того, что в плане действий военного характера Россия концентрирует вооруженные силы на своих западных границах по соседству с восточноевропейскими странами, такими как Польша и прибалтийские республики, и на Черном море.