Похоже, президент Обама с трудом нашел преемника уходящему в отставку министру обороны Чаку Хейгелу. Двое высокопоставленных кандидатов, к которым он обратился первым делом, ответили отказом – то ли из-за того, что трое предыдущих министров обороны, то есть Гейтс, Панетта и Хейгел, часто были недовольны своим положением, то ли из-за того, что не захотели оставлять свои должности ради работы на администрацию во главе с «хромой уткой». Это не значит, что Эштон Картер не подходит для этой работы: напротив, он в 2011-2013 годах был заместителем министра обороны и достаточно компетентен для решения сложных задач, стоящих перед главой Пентагона. Но в первую очередь Обама обратился не к нему. Возможно, это связано с «ястребиной» позицией Картера в вопросах безопасности и с его решительным характером.
Например, Картер, в отличие от Обамы, поддерживает увеличение оборонного бюджета, да и в других вопросах часто идет наперекор мнению Белого дома. Как и Панетта, он протестовал против полного вывода американских войск из Ирака. В более отдаленном прошлом, во время президентства Джорджа Буша, Картер безуспешно добивался превентивной операции против ядерной программы КНДР. «Дипломатия потерпела фиаско, и мы не можем сидеть, сложа руки, и смотреть на приближение смертельной угрозы», – говорил он тогда. Наверняка по поводу иранской ядерной программы Картер думает то же самое. Некоторые комментаторы уже предположили, что, в случае неудачи на переговорах с Ираном по приемлемому компромиссу, он в роли министра обороны потребует применить военную силу.
Конечно, не стоит преувеличивать эти оценки. Принимая предложение вступить в должность министра обороны, он наверняка взвесил все плюсы и минусы и учел, что в американской системе президенту принадлежит последнее слово во всех вопросах, включая проблемы безопасности. Он должен был учесть и множество проблем, стоящих перед США, и разочарование своих предшественников по этому посту.
По поводу отставки Хейгела говорили, что увольнение связано не столько с ним самим, сколько с внутренней политикой и сложностями в работе Белого дома. Из Хейгела, возможно, сделали козла отпущения в сфере внешнеполитических неудач, например, в Сирии и в Ираке и в борьбе против «Исламского государства».
Не секрет, что и другие министры выражали недовольство настроениями политической команды Белого дома, которую возглавляет советник по вопросам национальной безопасности Сьюзан Райс. Том Рикс, один из редакторов издания Foreign Policy, назвал их «политическими активистами, которым не достает интеллектуальной глубины». Многим министрам не нравилось, когда они вмешивались в дела их ведомств. Хейгел не собирался мириться с таким вмешательством. В октябре он написал Райс письмо с критикой политики США в отношении Сирии и назвал проводимый курс «лишенным внятной цели». С того момента пошел обратный отсчет до момента его отставки.
В американском оборонном ведомстве слышны жалобы на выросшее при Обаме влияние совета по национальной безопасности, ставшего главным ведомством при определении позиции США по иностранным конфликтам, борьбе с террором и другим проблемам безопасности. Даже газета The New York Times, обычно восхваляющая Обаму, в редакционной статье позволила себе критически отозваться на эту тему: «Политика в области национальной безопасности не отличается последовательностью и стабильностью, и это на фоне обострения ситуации».
Только будущее покажет, сможет ли новый министр справиться с этими вызовами. Что же до Израиля, то Хейгел, несмотря на опасения по его поводу, честно работал над укреплением сотрудничества в сфере безопасности. Газета New Republic назвала его «добрым полицейским администрации Обамы» для Израиля. Будем надеяться, что Картер продолжит в том же духе.