Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Обзор СМИ Азербайджана: российско-турецкие отношения, отказ от «Южного потока», неудачи в Иране и взаимоотношения с НАТО

Обзор СМИ Азербайджана за 1–7 декабря.

© Fotolia / reinhard sesterГазеты
Газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Основными темами комментариев азербайджанских СМИ на прошедшей неделе стали сближение России и Турции и отказ РФ от «Южного потока», борьба Запада и России за Иран, а также усиление военной активности РФ вблизи границ НАТО. Сближение России и Турции, в основном, положительно оценили в Азербайджане, учитывая дружеские отношения с обеими странами.

Основными темами комментариев азербайджанских СМИ на прошедшей неделе стали сближение России и Турции и отказ РФ от «Южного потока», борьба Запада и России за Иран, а также усиление военной активности РФ вблизи границ НАТО.

Россия разворачивается в сторону Турции

1 декабря Россия объявила о закрытии проекта «Южный поток» из-за позиции Болгарии. В этот же день в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Турцию был подписан меморандум о взаимопонимании между российским Газпромом и турецкой BOTAS, подразумевающий строительство газопровода через Черное море в направлении Турции объемом 63 миллиарда кубических метров газа в год.

Сближение России и Турции, в основном, положительно оценили в Азербайджане, учитывая дружеские отношения с обеими странами.

Как отмечает автор статьи «Альянс надежды» в газете Kaspiy (03.12), результаты встречи президентов России и Турции в Анкаре сыграют важную роль в мировом политическом и экономическом пространстве.

Автор расценивает такой ход Путина как «еще один разворот Кремля на восток».

«Возможно, в этом контексте Москва ставит перед собой цель расширение ЕАЭС. Вспомним размышления Нурсултана Назарбаева о том, что Турция является одним из потенциальных членов этого интеграционного объединения», — говорится в статье.

Автор также отмечает, что Турция по итогам этой встречи оказалась в большем выигрыше, чем Россия, как в экономическом, так и политическом плане: " «Голубой поток», 6% скидка на газ, покупаемый Турцией, громадный российский рынок для сбыта турецкой сельхозпродукции — не полный перечень экономических выгод Анкары. Что получила в политическом плане Турция в ходе государственного визита главы российского государства? Думается, что новый региональный статус. У Эрдогана также появилось больше возможностей и козырей во взаимоотношениях с Вашингтоном и ЕС«.

«Усиление альянса Россия—Турция — теперь новый фактор в европейской политике и в политике всего Ближнего Востока. С этим новым фактором на Ближнем Востоке придется считаться как США, так и ЕС», — говорится в статье.

Автор другой статьи в газете «Kaspiy» (02.12) придерживается аналогичного мнения, отмечая, что «сближение России и Турции — самое важное событие последних 10-15 лет: «Такое взаимовыгодное сотрудничество и возможное появление взаимного доверия непременно изменит к лучшему политико-экономическую ситуацию и в самой Европе, а также окажет позитивное воздействие на изменение роли США в регионе. Реальность возьмет верх».

Он обращает внимание на «ощутимое охлаждение отношений между Турцией и США на почве манипуляции Штатами так называемым “геноцидом армян” и их попытками оказать давление на Турцию в переговорах с Арменией», и прогнозирует выход Турции из НАТО, что, по мнению автора, «вполне способно привести к распаду этого блока-“долгожителя”».

Комментируя же отказ Путина от проекта «Южный поток» перед визитом в Турцию, автор статьи в газете EXO (03.12) отметил, что «Москва стремительно теряет европейские рынки».

«Согласие РФ снизить цену за свой газ для Турции более всего напоминает “маневр отчаяния”, призванный сохранить свое присутствие на рынке, где конкуренция стремительно обостряется», — так оценил автор последние решения российского президента.

Автор сомневается в возможности реализации газового проекта России и Турции: «Очевидно, что коренные причины краха “Южного потока” никуда не делись. Прежде всего, речь идет о понятных опасениях Европы по поводу газового шантажа Москвы. Тем более что Россия сделала все, чтобы эту угрозу в Брюсселе считали более чем реальной».

«Москва теряет не только и не столько рынки, сколько рычаги политического влияния», — пишет автор статьи «“Южный поток”: что за кадром?» в газете EXO (04.12).

Автор статьи в газете Olaylar (04.12) также уверен, что провал «Южного потока» чреват ослаблением России в стратегическом плане: «Путин, который теперь пытается продавать российский газ на другие рынки, проиграл. Он потерял самого крупного покупателя в лице ЕС. Россия сегодня не может предложить миру ничего, кроме природных ресурсов, но и продажа этих ресурсов с каждым днем становится затруднительнее для России».

Борьба за Иран

«Еще одним важным элементом начала холодной войны является ужесточение борьбы ведущих геополитических игроков за Иран. США и Россия увеличивают число своих партнеров в мире, но роль Ирана здесь решающая», — считает эксперт Мубариз Ахмедоглу (Mubariz Ahmadoglu) (Olaylar, 03.12).

По его мнению, «Россия и США вступили в борьбу за перетягивание Ирана на свою сторону».

«Как раз этого Иран и ожидал. Но Иран по сути ответил отказом и США, и России», — отмечает Ахмедоглу.

По его словам, «Иран открыто взял антироссийский курс и не опасается никаких последствий», о чем говорят последние события в российско-иранских отношениях, в частности, тот факт, что спикера Госдумы РФ Нарышкина в ходе его визита в Иран не принял верховный лидер Ирана, и даже президент. Кроме того, Иран в достаточно конкретной форме ответил России отказом на все предложения, с которыми приехал Нарышкин.

«Дело в том, что самым большим дивидендом, извлекаемым Ираном в отношениях с США, является именно антироссийская позиция ИРИ», — считает Ахмедоглу.

«Еще один важный нюанс: Центральную Азию и Кавказ Иран причисляет к своим историческим землям, и, более того, готовится к борьбе за возвращение этих земель», — подчеркнул эксперт.

«С точки зрения Кремля, Иран обладает значительным влиянием в исламском мире, и сотрудничество с ним может придать веса при контактах с соседними мусульманскими странами. Запад итак недоволен Россией из-за ее поддержки Ирана на ядерных переговорах, а тут еще она усиливает потенциал сопротивляемости Ирана», — пишет автор статьи в газете Kaspiy (04.12).

По мнению автора другой статьи в газете Kaspiy (02 12), «треугольник Россия—Турция—Иран может изменить расстановку сил не только в Европе, но и во всем мире. Изменится и роль США на международной арене. Мечта Обамы о единоличном лидерстве потерпит настоящее фиаско».

«Не имея послушных союзников, США вряд ли могут начать какие-то военные действия против Ирана. По сути, судьба этой войны напрямую зависит от Турции и Азербайджана, которые уже высказали свое несогласие с намерением США использовать их территории в войне с Ираном», — подчеркивает автор.

Россия — НАТО

«Россия продолжает переговоры по созданию военных баз на территории стран Латинской Америки. Речь идет о Кубе, Венесуэле и Никарагуа. В октябре 2014 года согласие на размещение российских военных баз на своей территории дала Аргентина. Теперь же правительство РФ одобрило подписание соглашения между Россией и Никарагуа об упрощенном порядке захода российских военных кораблей в порты этой центрально-американской страны. Очевидно, что речь идет о новом и весьма опасном витке “военной гонки”. Только вот успех и поражение в ней во многом будут зависеть от экономического потенциала. А здесь у России позиции куда слабее, чем в годы существования СССР», — пишет автор в газете EXO (04.12).

По мнению эксперта Мубариза Ахмедоглу (Olaylar, 03.12), «Путин, активизировав стратегическую авиацию и военно-морской флот, перевел холодную войну от риторики в реальную плоскость».

Ахмедоглу считает, что «президент России путем повышения военной активности демонстрирует Западу мощь и потенциал РФ. Путин намерен тем самым создать предпосылки к большому психологическому и геополитическому повороту на пространстве НАТО.

Однако эти военные шаги имеют и экономическую составляющую. Запад ввел в отношении России экономические санкции, однако у России нет адекватной возможности применить ответные санкции против Запада. Но президент России может создать определенные проблемы бюджету государств НАТО. После распада СССР страны-участницы НАТО не уделяют особого внимания своему военному бюджету».

По словам Ахмедоглу, в настоящее время Россия представляет реальную опасность для государств НАТО: «Российский военный фактор может оказать влияние даже на политические кампании внутри государств-участников НАТО».

По мнению же автора статьи в газете Olaylar (02.12), Запад и США напрасно опасаются России.

«Бывший советский союз после 1945 года потерпел поражение во всех вооруженных конфликтах. В настоящее время российский ВМФ располагает авианосцами вместимостью 46 тонн, которые способны перевозить по 30 самолетов. В то время как США располагают 13 аналогичными судами, каждый из которых способен перевозить до 100 самолетов. Кроме того, не стоит забывать про 12 вертолетоносцев США».

«Согласно отчету “Стокгольмского международного института исследований проблем мира”, военный бюджет России в 2014 году составил 87,7 миллиардов долларов, Франции — 61,2 миллиарда, Германии — 48,8 миллиардов. Таким образом, совокупный военный бюджет Франции и Германии превышает российский. По численности вооруженных сил Россия также уступает. Если же вспомнить военный бюджет США в 640 миллиардов долларов и населения численностью в 316 миллионов, то очевидно, что Россия находится в тяжелом положении. Если бы не ее ядерная программа, Россию можно было бы считать “бумажным тигром”».

«При таком раскладе, амбиции России по восстановлению “большой империи” не кажутся такими опасными», — пишет автор.