Анализ ситуации в молдавских СМИ на второй неделе после парламентских выборов в Молдавии перешел в плоскость оценки связанных с ними реальных и мнимых угроз, а также конфигурации будущей правящей коалиции, ее способности строить нормальные коммерческие и политические отношения с соседями, решать социальные и экономические проблемы граждан.
При этом вопросов, как свидетельствует местная пресса, у аналитиков немало: от перспектив возобновления поставок сельхозпродукции в Россию до ввода в действие нового Кодекса об образовании, в котором национальные меньшинства усмотрели ущемление своих прав.
Куда исчезли русские танки?
Поскольку власти в ходе избирательной кампании пугали граждан смутой, войной, украинским сценарием и т.д., пишет обозреватель «АиФ в Молдове» (9.12), — «Резонно возникают вопросы: где же революция? Где майдан? Где „зелёные человечки“?» Ответ, как отмечается далее, на поверхности: «Выборы закончились, закончились и мультики про „диверсантов“ и „революцию“. Напуганный народ проголосовал „за стабильность“, то есть за продолжение беспредела, хищнических прихватизаций, урезание зарплат и пенсий, закрытие школ. Лишь бы не было войны…».
Вполне очевидно, полагает автор, «что диверсанты, шпионы и „зеленые человечки“, которые круглосуточно строят темные планы против Молдовы и, что самое страшное, — против правящего альянса, существуют только в воспаленном мозгу политиков и прислуживающих им силовых ведомств».
А тем временем в бюджете образовалась дыра примерно в 500 миллионов долларов, банковская система на грани обвала. «Уже появились задержки по зарплатам и пенсиям. Эмбарго душит производителя. Компенсации, обещанные фермерам, увидели только члены правящего альянса. Вернее, их кумовья, сваты и братья».
Но парламентарии полностью сосредоточились сейчас на создании правящей коалиции. Процесс этот больше похож на «разборку олигархов» из демократической (ДП) и либерально-демократической партии (ЛДПМ), которые хотят обеспечить себе как можно более комфортное правление, рассматривая в качестве партнеров «то вместе, то поврозь», коммунистов (ПКРМ) и либералов (ЛП). Но не оставляют и мысль о том, чтобы оторвать кусок друг у друга. «Нельзя исключать, что премьер-министр (Юрие Лянкэ – ред.) попытается разрушить фракцию ЛДПМ — увести до 10 депутатов. В кулуарах открыто говорят об этом».
«Зеленых человечков» в Кишиневе нет, но оккупация страны продолжается
Такое мнение высказал лидер ЛП Михай Гимпу (Mihai Ghimpu) в интервью газете Timpul de dimineaţă (12.12). Говоря о возможность участия его формирования в будущей коалиции, он подчеркнул, что это произойдет лишь в случае ответственного правления с учетом прошлых ошибок. Иначе либералы отстранятся, поскольку «не хотят быть сообщниками в компрометации европейского курса», который «означает не только вступление в ЕС, но и дистанцирование от тех, кто оккупировал даже наше право решать свою судьбу!»
Потому Гимпу против коалиции с коммунистами, «наследниками тоталитарной партии, которая оккупировала эту территорию», остающимися «чуждыми нашему народу». На ту же доску политик ставит лидера социалистов Игоря Додона (Igor Dodon), «предателя народа и страны», и его коллегу по партии Зинаиду Гречаную (Zinaida Greceanâi), «которая не стыдится, что была премьер-министром, а теперь восседает рядом с „царем“ страны, которая оккупировала ее землю и угнала родителей в Сибирь».
Лидер ЛП уверен, что без НАТО и ЕС Молдову ждет прямая интервенция, «кто не верит — пусть заглянет за пригорок. … Слава богу, политический мир понял, что собой представляет Путин, и пробует опустить его ногами на землю. Если бы у России не было огромных бюджетных потерь, она бы развязала конфликт и у нас».
Число сторонников левых партий будет расти
Уверенностью в этом поделился с читателями депутат парламента прошлого созыва от ПКРМ Зураб Тодуа («Молдавские ведомости», 12.12). Прежде всего, он дал объяснение крутому пике коммунистов, которым еще в апреле соцопросы сулили уверенную единоличную победу. Главные причины неуспеха партии Владимира Воронина — «отказ от четкой и внятной позиции по Таможенному союзу», «переход к так называемому „конструктивному“ курсу в оппозиции» и «невнятная, в отличие от социалистов, избирательная кампания».
Потому не стоит удивляться результату ПСРМ: «люди голосовали за Таможенный союз, за хорошие отношения с Россией. Все эти голоса должны были быть у ПКРМ».
Вместе с тем выборы показали, что «в молдавском обществе есть мощный запрос на сильную левую политическую организацию». Избиратели, голосующие за представителей этого фланга, превосходят правый электорат в соотношении примерно 60 на 40 процентов. Но объединению левых сил «мешают раздробленность партий, обиды, склоки и взаимное недоверие их лидеров. Главной задачей остается консолидация левого политического поля и подготовка к новым выборам, очередным или досрочным».
Яблоки «невыездные», яблоки «летальные»
Проблемы, возникшие у молдавских фермеров в связи с введенным Россией эмбарго на их продукцию, серьезны и требуют поиска решений. В этой ситуации, пишет автор публикации в Jurnal de Chișinău (8.11), грешно спекулировать на этих трудностях и пытаться заработать пропагандистский капитал.
Поводом для журналистского расследования послужил репортаж в «Вестях недели» на канале РТР, показавший как владелец сада в Окницком районе Василий Киливник (Vasile Chilivnic) в отчаянии порывается срубить деревья, чтобы «продать землю европейским коммерсантам и рассчитаться с долгами». В том же материале на экране появляется Галина Мейко (Galina Meico), которая ранее заявляла, что один из коллег-садоводов севера Молдавии по тем же причинам покончил жизнь самоубийством.
Односельчане Киливника сообщили корреспонденту, что об уничтожении сада они узнали дважды, из местной прессы, а затем из эфира российского телеканала. Однако пресловутые полтора гектара яблонь, по крайней мере — на данный момент, остаются нетронутыми.
Не увенчалась успехом и попытка установить имя того агрария, который свел счеты с жизнью. О таком эпизоде ничего не известно ни в одном фермерском объединении севера республики. «Я думаю, это не более чем слухи, — сказал председатель ассоциации Nord Fruct Юрие Плопа (Iurie Plopa). — Действительно, фермерам нелегко. Но мы не хотим, чтобы из этого делали политику».
Проблема, по его мнению, на самом деле состоит в том, что в садах, заложенных при финансовой поддержке правительства, предпочтение было отдано сортам, популярным на постсоветском пространстве, но не пользующимся спросом на Западе. «Как могу я, лично, поддержать европейский проект, если это уверенно ведет к банкротству, а власти не предпринимают ничего, чтобы нам помочь?!»
Не находят общего языка…
Министерство образования РМ, констатирует газета «Панорама» (12.12), не понимает обеспокоенности этнокультурных организаций в связи с вступившим в силу новым Кодексом об образовании (КО).
Предметом раздора стала статья, предусматривающая, что «учебный процесс осуществляется на румынском языке и, в пределах возможностей системы образования, — на одном из языков международного общения или на языках национальных меньшинств».
Представители миноритарных этносов считают, что выбор языка обучения «в пределах возможностей системы образования» обеспечивает лазейку для Минпросвета. Они обратились с открытым письмом к дипломатическим миссиям и международным организациям, аккредитованным в Кишиневе. Кроме этого, они призвали парламентского адвоката Аурелию Григориу (Aurelia Grigoriu) направить запрос в Конституционный суд, чтобы тот проконтролировал законность упомянутой статьи КО.
«Специальное обращение, — информирует публикация, — подготовил и Координационный совет российских соотечественников Молдовы. Констатируя расхождения между положениями принятого КО и действующим законодательством, организация призывает депутатов нового созыва устранить нарушение и «вернуться к праву выбора языка обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях образования на государственном и русском языках».
Министерство просвещения, со своей стороны, утверждает, что «положения КО трактуются ошибочно, из-за чего общество вводится в заблуждение», а нововведения «не изменят ситуацию в учебных заведениях, где обучение идет на русском и других языках национальных меньшинств».
Язык и геополитические предпочтения
Свой вклад в обсуждение языковых проблем внес и Timpul de dimineaţă (12.12). Редакция выбрала в качестве собеседника предпринимателя и блогера Андрея Баштанника (Andrei Baștannik), этнического украинца из русскоговорящей семьи.
Он, признавая, что владеет румынским, но недостаточно, что является большим минусом, говорит: «Сегодня стыдно знать один язык, это наследие СССР. Тогда все говорили на русском, другие языки не были нужны. Чем больше языков, тем больше возможностей. Особенно, когда речь идет о знании государственного языка. Демонстративно отказываться говорить на нем и еще и гордиться этим, мне кажется, по крайней мере, глупо».
Однако, ориентированность на Запад или на Восток не идентична разделению по лингвистическому принципу. «Есть сторонники ТС, для которых родной язык русский, но они берут на себя слишком большую ответственность, когда расписываются за всех себе подобных. Я хочу уточнить, что русскоговорящий еще не значит пророссийский или пропутинский».
На просьбу охарактеризовать типичного молдаванина, тяготеющего к ТС, интервьюируемый сказал, что характерными чертами любого сторонника восточного вектора являются «неспособность мыслить аналитически и критически, уязвимые логические связи, низкий уровень понимания геополитических аспектов». И лишь затем имеет значение — «русский он, молдаванин или украинец».