Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пилот SAS: российский самолет пролетел прямо у меня над головой!

СМИ Скандинавии о России 9 – 16 декабря

© flickr.com / Eva the WeaverДоставка газет в Швеции
Доставка газет в Швеции
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С наступлением зимы в шведских СМИ российские подводные лодки сменились российскими же военными самолетами. Привлекая экспертов, СМИ обсуждают возможные столкновения с пассажирскими самолетами над Балтикой и пытаются выяснить, «что Россия имеет в виду». Дания претендует на Северный полюс, а Норвегия жалуется на «министра пропаганды» Дмитрия Киселева.

С наступлением зимы в шведских СМИ российские подводные лодки сменились российскими же военными самолетами. Привлекая экспертов, СМИ обсуждают возможные столкновения с пассажирскими самолетами над Балтикой и пытаются выяснить, «что Россия имеет в виду». Дания претендует на Северный полюс, а Норвегия жалуется на «министра пропаганды» Дмитрия Киселева.

Все скандинавские СМИ обсуждают полеты неопознанных военных самолетов в небе над Балтикой, упорно утверждая, что они российские.

«Российский военный самолет едва не столкнулся в пятницу, 12 декабря, с пассажирским самолетом компании SAS, направлявшимся из аэропорта Копенгагена в Польшу», сообщает Dagens Nyheter (15.12). «Это очень опасно! — заявил в субботу 13.12 министр обороны Швеции Петер Хюльтквист (Peter Hultqvist). — Это противоречит представлениям о безопасности международного воздушного пространства» (Dagens Nyheter, 15.12).

Ему вторит представитель эстонского военного ведомства Роланд Муроф (Roland Murof): «За этот год наше воздушное пространство нарушалось шесть раз, и часто это были самолеты без опознавательных знаков — это может иметь серьезные последствия!» (Dagens Nyheter, 15.12).

Шведская газета Svenska Dagbladet (13.12) перечисляет имевшие место «инциденты» в шведском воздушном пространстве, и выясняется, что не всегда речь идет о российских самолетах:
«15.11.2014 — французский самолет нарушил шведское воздушное пространство и был изгнан несколькими шведскими самолетами;
18.07.2014 — американский самолет-разведчик нарушил шведское воздушное пространство после того, как российский самолет вытеснил его из международного пространства;
20.06.2014 — два польских самолета нарушили шведское воздушное пространство (тогдашний министр иностранных дел Карл Бильдт (Carl Bildt) заявил, что это было «недоразумение»;
03.03.2014 — российский самолет находился в опасной близости от самолета SAS» (Svenska Dagbladet, 13.12).
«Безопасность полетов вне всякого сомнения подвергается риску, считает представитель министерства транспорта Швеции Ларс-Эрик Блад (Lars-Eric Blad). — Хорошо бы купить современный радар, но это так дорого…» (Dagens Nyheter, 15.12).

Сочувствие проявил министр обороны Польши Томаш Семоняк (Tomasz Siemoniak). По его мнению, «Швеция больше всего страдает от усиления военной активности России» (Dagens Nyheter, 13.12).

В то же время официальный представитель Министерства обороны России Игорь Конашенков заявил, что «никаких причин для столкновения воздушных судов не было» (Dagbladet, 15.12, Vísir, 15.12).

По мнению военного аналитика Петера Вигго Якобсена (Peter Viggo Jakobsen) из Высшей военной школы Дании (Forsvarsakademiet), это «натуральная провокация»: «Не то, чтобы там выпили слишком много водки, они просто хотят посеять панику и страх, чтобы мы смягчили позицию по отношению к поведению России в конфликте на Украине». «Российские пилоты настолько хороши, что могут позволить себе такой риск, — продолжает эксперт. — Однако всегда может произойти что-то неожиданное: если российский военный самолет столкнется с пассажирским и погибнет много людей, это будет катастрофа! Конечно, мы можем и сбить их самолет, но тогда в России могут начать немного волноваться…» (DR, 14.12).

Такого же мнения придерживается и бывший военный министр Дании Николай Ваммен (Nikolai Wammen): «Летать так близко к пассажирским самолетам — это совсем лишнее, безопасность людей — вот что главное» (DR, 14.12).
Датский специалист по безопасности полетов Ханс Кристиан Стигаард (Hans Christian Stigaard) сообщает, что «русские начали летать над Балтикой еще в 1970-е годы, новизна ситуации в том, что раньше они не приближались к гражданским самолетам; при большой загруженности воздушного пространства и малой маневренности пилотам пассажирских судов остается только надеяться, что русские все же что-то соображают…» (evropuvaktin.is, 14.12).

Командующий ВВС Швеции Микаэль Бюден (Micael Byden) назвал происходящее «серьезным инцидентом», отмечает исландский портал evropuvaktin.is (14.12).

Послы России в Дании и Швеции были вызваны в МИД соответствующих стран с требованием «дать объяснения по инциденту» (TV2, 15.12).

Обостряется соперничество в арктическом регионе. Континентальная Дания совместно со своей автономной провинцией Гренландией выдвинула претензию на 895 тысяч квадратных километров Арктики и сам Северный полюс, пишет газета Dagens Nyheter (14.12) в статье «Дания: Северный полюс — наш!». Посол Канады в Норвегии Дэвид Спроул (David Sproule) специально едет в полярную Норвегию, потому что «[Киркенес] занимает совершенно особое место в деятельности Норвегии в Арктике» (Barents Observer, 14.12).

В дискуссии о «противоборстве западной и российской пропаганды» норвежская газета Aftenbladet (12.12) утверждает, что «российская пропагандистская машина» и «министр пропаганды Дмитрий Киселев» распространяют «безумные истории» обо всем, от «нацистских революций до заговора НАТО» и «сети педофилов в норвежском управлении по делам детей».